Учебный план 2023 - 2024

Пояснительная записка к учебному плану
государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской области «Нижнетагильская школа – интернат, реализующая адаптированные
основные общеобразовательные программы»
на 2023 – 2024 учебный год
ГБОУ СО «Нижнетагильская школа-интернат» на основании лицензии на осуществление
образовательной деятельности (регистрационный номер № 19180) реализует следующие
образовательные программы:
№ п/п

Общее образование
Уровень образования

1

2

1.

Дошкольное образование

2.

Начальное общее образование

3.

Основное общее образование

4.

Среднее общее образование

1. Нормативные и аналитические основания к учебному плану
Учебный план ГБОУ СО «Нижнетагильская школа-интернат» является правовым актом,
устанавливающим перечень учебных предметов и объем учебного времени, отводимого на их
изучение по ступеням:


дошкольного образования;



начального общего образования;



основного общего образования;



среднего общего образования.

Учебный план ГБОУ СО «Нижнетагильская школа-интернат» направлен на решение
следующих задач:


обеспечение базового

образования для

каждого

школьника,

равного доступа

к

полноценному образованию всем обучающимся в соответствии с их индивидуальными
способностями и потребностями;


выполнение

компонента

государственного

образовательного

стандарта

общего

образования, определяющего содержание образования, организацию учебно-воспитательного
процесса общеобразовательного учреждения;


реализацию коррекционной составляющей образования, позволяющей развивать слуховое

восприятие и формировать произносительные навыки обучающихся;


обеспечение коррекции психического развития и эмоционально-волевой сферы;



активизацию познавательной деятельности, формирование навыков и умений учебной

деятельности

обучающихся,

у

которых

при

потенциально

сохранных

возможностях

интеллектуального развития наблюдается слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и
подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность
произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость;


содействие развитию творческих способностей учащихся;



подготовку учащихся к восприятию и освоению современных реалий жизни, в которой

ценностями являются самостоятельное действие и предприимчивость, соединенные с ценностью
солидарной ответственности за общественное благосостояние.
При разработке учебного плана ГБОУ СО «Нижнетагильская школа-интернат» на 2023 –
2024 учебный год были использованы следующие федеральные, региональные, муниципальные и
локальные нормативные документы:


Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012г. №237-ФЗ;



Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к

обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»:
постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. №2


О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года: письмо Министерства общего и

профессионального образования Свердловской области от 21 февраля 2012 г. №01 -05/1180.


Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального

общего образования для обучающихся с

ограниченными возможностями здоровья : приказ

Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023


Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного

общего образования для обучающихся с

ограниченными возможностями здоровья: приказ

Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1025


Об

утверждении

федеральной

программы обучающихся с

адаптированной

основной

общеобразовательной

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026


Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”



Приказ Министерства науки и образования РФ от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».



Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.09.97г. № 2510/7148 -

97-32 «Разъяснения по вопросу о наполняемости классов компенсирующего обучения в
общеобразовательных уч реждениях и о нормализации учебной нагрузки обучающихся в
специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I-VIII вида»;


Устав ГБОУ СО «Нижнетагильская школа - интернат»;



Образовательные программы ГБОУ СО «Нижнетагильская школа - интернат».

2. Особенности организации учебного процесса
Организация учебного процесса соответствует санитарным нормам и правилам. Обучение в
ГБОУ СО «Нижнетагильская школа-интернат» ведется в режиме 5-дневной учебной недели с
максимальной нагрузкой в соответствии с Постановлением Главного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021г. №2 «Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания»». Продолжительность учебного года – 34 учебных недели, сроки каникулярного
периода регламентируются Годовым календарным графиком.
Учебные занятия организованы в одну смену. Обязательная учебная нагрузка не превышает
предельно допустимую.
Начальная школа ведет обучение по ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ (1а, 1б, 1в, 2а, 3а,
3б, 4а, 5а), по ФАООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (2в, 2г, 5аО, 5б, 6б, 6в, 6г, 7б, 7в, 8б, 9в), 9б класс ведет обучение в соответствии с
учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся,
воспитанников с отклонениями в развитии (приказ Министерства образования РФ от 10 апреля
2002 г. № 29/2065-п). Средняя школа по ФАОП ООО для обучающихся с ОВЗ (6а, 7а, 9а класс),
10б класс ведет обучение по ФГОС ООО.
Программное и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса составлено в
соответствии с рекомендациями Министерства просвещения РФ и спецификой ГБОУ СО
«Нижнетагильская школа-интернат», в соответствии с лицензией.
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка обучающихся ГБОУ СО «Нижнетагильская
школа-интернат» при 5-ти дневной учебной неделе установлена в соответствии с Информационным
письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации (от 29.09.97
№ 15/730-2) и Министерства здравоохранения Российской Федерации (от 24.09.97 № 2510/7148-97-32)
"Разъяснения по вопросу о наполняемости классов компенсирующего обучения в общеобразовательных
учреждениях и о нормализации учебной нагрузки обучающихся в специальных (коррекционных)
образовательных учреждениях I-VIII видов".
Таким образом, учебные планы ГБОУ СО «Нижнетагильская школа-интернат» на 20232024

учебный

соответствуют

год

сбалансированы

запросам

родителей

относительно
и

учащихся.

циклов
Они

образовательных

строятся

на

основе

областей,
принципа

преемственности обучения в начальной, основной и средней школе и обеспечивают каждому
обучающемуся условия для овладения государственными образовательными стандартами по
предметам.

3. Особенности программного и учебно-методического обеспечения
образовательного процесса
Для реализации инвариантной и вариативной части учебного плана в ГБОУ СО
«Нижнетагильская

школа-интернат» используются рабочие программы, составленные на

основании примерных образовательных программ.
ГБОУ СО «Нижнетагильская школа-интернат» обеспечена учебниками по учебным
предметам федерального, регионального и школьного компонентов. Библиотека ГБОУ СО
«Нижнетагильская школа-интернат» постоянно пополняется методическими и дидактическими
материалами, художественной литературой, методическими журналами и газетами, получаемыми
по подписке.

Начальное общее образование
(1-5 классы)
В соответствии с Программой развития и Образовательной программой учебный план
школы ориентирован на достижение целей и задач образовательного процесса:
- обеспечение всем учащимся основного общего образования и среднего полного
образования на уровне государственных образовательных стандартов;
- создание условий для формирования у учащихся мотивации обучения, дальнейшему
самообразованию и самосовершенствованию;
- формирование социально грамотной и социально мобильной личности;
- обеспечение здоровьесберегающих условий и формирование у учащихся понимания
здорового образа жизни.
Учебный план основывается на принципах:
- личностной ориентации содержания образования;
- гуманизации;
- приоритета сохранения здоровья учащихся;
- оптимизации объёма учебной нагрузки.
Учебный план в полном объеме обеспечивает реализацию инвариантной части областного
учебного

плана,

определяет

состав

образовательных

областей,

отражая

федеральный,

региональный и школьный компоненты в режиме 5-дневной учебной недели – (1 – 5) классы.
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка, в режиме 5-дневной учебной недели,
не превышает максимальную учебную нагрузку определенную действующим в настоящее время
Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021г. №2 «Об
утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»». Продолжительность
учебного года на ступени начального общего образования, продолжительность каникул и
продолжительность урока устанавливается образовательным учреждением также в соответствии с
действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
Содержание образования начальной школы реализуется через 6 образовательн ых областей
для обучающихся (вариант 1.2, 2.2), обеспечивающих целостное восприятие мира, которое
достигается за счет использования вариативной части учебного плана, ситемно-деятельностного
подхода и индивидуализации обучения.
Образовательная область «Русский язык и литературное чтение» представлена учебными
предметами: «Русский язык», «Литературное чтение», «Развитие речи», «Предметно-практическое
обучение» с обязательным набором коррекционно-образовательных предметов: развитие речи,
чтение, письмо, обучение грамоте, формирование грамматического строя речи.
Образовательная

область

«Математика

и информатика»

представлена

предметом «Математика», предполагает овладение обучающими арифметикой.

учебным

Образовательная область «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)»
представлена предметом «Ознакомление с окружающим миром», «Окружающий мир».
В учебном плане начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших
детей представлен предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (4"А" класс). В
результате изучения курса обучающиеся получают социально-педагогическую поддержку
становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России,
принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и
будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального
народа Российской Федерации.
Образовательная

область

«Искусство»

представлена

учебным

предметом

«Изобразительное искусство».
Образовательная область «Технология» представлена учебным предметом технология.
Образовательная Область «Физическая культура», направленная на физическое развитие
обучающихся,

представлена

в

учебном

плане на

всех годах

обучения,

предполагает

общеукрепляющие занятия и элементы подготовки по отдельным видам спорта.
Приоритетом начального общего образования является формирование и развитие
позитивного отношения учащегося к самому себе, к учебной деятельности и окружающему миру,
толерантности, базовым ценностям.

Основное общее образование
(5-10 классы)
Закладывает фундамент общеобразовательной подготовки достаточной для продолжения
образования, развивает полноценные навыки устной, разговорной и письменной литературной
форм речи, обеспечивает развитие личности обучающихся, глубокое усвоение основ наук, и
формирование научного мировоззрения.
Основными образовательными областями учебного плана на II ступени обучения
являются:
«Филология» (с опорой на развитие языковых навыков). Среди образовательных областей
наиболее специфической является «Язык» (изучается русский язык как государственный или как
язык обучения). Эта область представлена учебным предметом «Язык и литература» с
последующим систематическим изучением курса русского языка и литературы.
Образовательная область «Математика и информатика» представлена учебными
предметами математика, алгебра, геометрия, вероятность и статистика, информатика.
Область «Естественно-научные предметы», формирует целостное представление о мире,
о единстве и многообразии живого и неживого мира и о месте в нем человека, включает учебные
предметы «Природоведение», «Биология», «Физика», «Химия».
Предметная область «Общественно-научные предметы» формирует систему знаний об
истории человеческого общества, своей страны, региона, воспитывает гражданина, патриота.
Образовательная область представлена курсами «История», «Обществознание», «География».
Область

«Физическая

культура

и

Основы

безопасности

жизнедеятельности»

представлена учебными предметами: «Основы безопасности жизнедеятельности», «Адаптивная
физическая культура», направленная на физическое развитие обучающихся,

представлена в

учебном плане на всех годах обучения, предполагает общеукрепляющие занятия и элементы
подготовки по отдельным видам спорта.
Образовательная область «Технология» представлена предметом «Технология» включает
трудовое обучение средних и старших классов швейному делу, малярно-штукатурному делу.

Коррекционный блок
Присутствие коррекционных курсов обучающихся с нарушенным слухом является
необходимым до конца обучения в основной общеобразовательной школе. Этим обеспечивается
создание особой педагогически организованной слухоречевой среды, которая становится
функциональной поддержкой для формирования у не слышащих детей за весь период обучения
фундаментальных способностей, позволяющих усвоить требуемый программой объем знаний и
подняться до уровня развития, необходимого для интеграции в среду слышащих.
При делении учащихся класса на группы возможно объединение подгрупп параллельных
или смежных классов.
Разделение
психофизическими

всего

периода

возможностями

обучения
детей.

на

На

ступени

основе

обусловлено

принципов

возрастными

преемственности

и

непрерывности образования обеспечивается целостность основного общего образования (от
обучения

по

специальным

коррекционным

программам

к

обучению

по

программам

общеобразовательных курсов массовой школы).
Структура учебного плана школы представляет собой единство инвариантной и
вариативной частей. Инвариантная часть содержит полный перечень образовательных областей :
язык и литература, математика, естествознание, обществознание, искусство, физическая культура,
технологии. Учебный план сохраняет преемственность изучаемых образовательных областей на
каждой ступени с учётом специфики, направленной на преодоление речевого недоразвития и
связанных с ним особенностей психического развития учащихся.
Вариативная часть обеспечивает индивидуальный характер развития учащихся с учётом
тяжести речевого недоразвития, особенностей их эмоционально-психического развития, интересов
и склонностей.
Учитывая психосоматическое состояние и уровень развития речи учащихся, в целях
расширения кругозора обязательные занятия по выбору обучающихся базисного учебного плана
школьного компонента распределились следующим образом:
Коррекционная подготовка в учебном плане представлена следующими дисциплинами:
индивидуальные занятия по развитию речевого слуха и произносительной стороны речи;
индивидуальные занятия по развитию восприятия и воспроизведению устной речи;
индивидуальные занятия по развитию слуха и формированию произношения.
Цель: формирование внятной членораздельной речи, приближающейся к естественному
звучанию.

Индивидуальные занятия по развитию речевого слуха и произносительной стороны речи
проводятся в течение учебного дня и во внеклассное время. На обязательных индивидуальных
занятиях количество часов в неделю указано из расчета на одного обучающегося. Общая
недельная нагрузка на класс зависит от количества обучающихся в классе.
Фронтальные занятия в слуховом кабинете
Цель: развитие у учащихся восприятия неречевых и музыкальных звучаний (со слуховым
аппаратом, без аппарата).
- занятия коррекционной направленности
Цель: развитие познавательной сферы ребенка с нарушением слуха и речи и развитие его
личности.
- музыкально-ритмические занятия.
Цель: реабилитация обучающихся с нарушенным слухом. Коррекционная работа на
музыкально-ритмических занятиях базируется на взаимодействии музыки, движений и устной
речи

в

условиях

интенсивного

электроакустической аппаратуры.

развития

слухового

восприятия

с

использованием

У глухих, слабослышащих и позднооглохших учащихся

совершенствуется слухо-зрительное и слуховое восприятие речи, её произносительная сторона,
развиваются двигательные способности. Речь детей обогащается новой лексикой, расширяется
кругозор.
Коррекционные курсы введены как необходимое условие преодоления основного и
последующих нарушений в психофизическом развитии детей данной категории.
Все учебные дисциплины включенные в коррекционный блок проводятся педагогами во IIй половине дня.

5. Выводы по учебному плану
1. Федеральный компонент Учебного плана выполняется полностью; обеспечивается
реализация образовательного государственного стандарта по базовым дисциплинам.
2. Обязательными предметами и факультативами укреплен блок предметов по русскому
языку.
3. Комплекс учебных дисциплин формирует у учащихся целостное представление о мире,
позволяет овладеть критериями выбора способов адаптивного поведения и жизненно-ценностных
ориентиров, обеспечивает условия для саморазвития и самоопределения.

Учебный план (недельный)
начального общего образования для глухих обучающихся (вариант 1.2),
ГБОУ СО «Нижнетагильская школа-интернат»
на 2023-2024 учебный год

Учебные предметы

Количество часов в
неделю

Всего

Предметные области
Классы

2А

Обязательная часть
Русский язык и
литературное чтение

Русский язык

5

5

Чтение и развитие речи

4

4

Литературное чтение

-

-

Предметно-практическое
обучение

3

3

Математика и
информатика

Математика

4

4

Обществознание и
естествознание
(Окружающий мир)

Ознакомление с
окружающим миром

1

1

Окружающий мир

-

-

Основы религиозных
культур и светской
этики

Основы религиозных
культур и светской этики

-

-

Искусство

Изобразительное искусство

1

1

Технология

Технология

-

-

Физическая культура

Физическая культура
(Адаптивная физическая
культура)

3

3

Итого

21

21

Часть, формируемая участниками
образовательных отношений

2

2

1. Информатика

1

1

2. ОБЖ

1

1

Рекомендуемая недельная нагрузка при 5-дневной
учебной неделе

23

23

Максимально допустимая недельная нагрузка

23

23

Внеурочная деятельность:

10

10

Коррекционно-развивающая область:

5

5

1.Формирование речевого слуха и произносительной
стороны устной речи

3

3

2. Музыкально-ритмические занятия

2

2

3. Развитие слухового восприятия и техника речи

-

-

4. Социально-бытовая ориентировка

-

-

Другие направления внеурочной деятельности:

5

5

1. Разговоры о важном

1

1

2. Филармония

1

1

3. Краеведение

1

1

4. Внеклассное чтение

1

1

5. Занимательная математика

1

1

Всего:

33

33

В учебном плане на коррекционно-развивающий курс "Формирование речевого слуха и
произносительной стороны устной речи" (индивидуальные занятия) количество часов в неделю
указано на одного обучающегося.

Учебный план (недельный)
начального общего образования
для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.2),
ГБОУ СО «Нижнетагильская школа-интернат»
на 2023-2024 учебный год
Предметные
области

Учебные
предметы\Классы

Количество часов в
неделю
1А

3А

4А

5А

Всего

Обязательная часть
Русский язык и
литературное
чтение

Русский язык

6

4

4

4

18

Литературное чтение

-

4

4

4

12

Развитие речи

4

3

2

3

12

Предметнопрактическое
обучение

-

-

-

-

-

Математика и
информатика

Математика

4

4

4

4

16

Обществознание и
естествознание
(Окружающий
мир)

Ознакомление с
окружающим миром

2

-

-

-

2

Окружающий мир

-

1

1

1

3

Основы
Основы религиозных
религиозных
культур и светской
культур и светской этики
этики

-

-

1

-

1

Искусство

Изобразительное
искусство

1

1

1

1

4

Технология

Технология

1

1

1

1

4

Физическая
культура

Физическая культура
(Адаптивная
физическая культура)

3

3

3

3

12

21

21

21

21

84

Часть учебного плана, формируемая
участниками
образовательных
отношений

-

2

2

2

6

1.Информатика

-

1

1

1

3

2.ОБЖ

-

1

1

1

3

21

23

23

23

90

Итого

Максимально допустимая недельная
нагрузка (при 5-дневной учебной

неделе)
Внеурочная деятельность (включая
коррекционно-развиваюшую область)

10

10

10

10

40

Коррекционно-развивающая
из них:

область,

6

5

5

5

21

1. Формирование речевого слуха и
произносительной
стороны
речи
(индивидуальные занятия)

3

3

3

3

12

2. Развитие слухового восприятия
техника речи (фронтальные занятия)

и

1

-

-

-

1

занятия

2

2

2

2

8

внеурочной

4

5

5

5

19

1. Разговоры о важном

1

1

1

1

4

2. Филармония

-

1

1

1

3

3. Краеведение

-

1

1

1

3

4. Весёлая палитра

1

-

-

-

1

5. Внеклассное чтение

1

1

1

1

4

5. Занимательная математика

1

1

1

1

4

Всего

31

33

33

33

130

3.
Музыкально-ритмические
(фронтальные занятия)
Другие
направления
деятельности:

На обязательные индивидуальные занятия по формированию речевого слуха и
произносительной стороны речи количество часов в неделю указано из расчета на одного
обучающегося. Общая недельная нагрузка на класс зависит от количества обучающихся.

Учебный план (недельный)
начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2.3),
ГБОУ СО «Нижнетагильская школа-интернат»
на 2023-2024 учебный год
Предметные
области

Учебные предметы

Количество часов в
неделю

Классы

Всего

1Б

3Б

5Б

Русский язык

6

4

4

14

Чтение и развитие речи

-

4

4

8

Развитие речи

4

3

3

10

-

-

-

-

4

4

4

12

1

1

-

2

Окружающий мир

-

-

1

1

Искусство

Изобразительное искусство

1

1

1

3

Технология

Ручной труд

2

1

1

4

Физическая
культура

Физическая
(Адаптивная
культура)

3

3

3

9

21

21

21

63

-

2

2

4

1. ОБЖ

-

1

1

2

2. Мир вокруг нас

-

1

1

2

Максимально допустимая недельная нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе)

21

23

23

67

Внеурочная деятельность:
коррекционные курсы;
занятия
по
различным
внеурочной деятельности

10

10

10

30

Коррекционно-развивающая область, из них:

6

6

5

23

Формирование речевого слуха и произносительной

3

3

3

9

Обязательная часть
Язык и речевая
практика

Предметно
обучение

практическое

Математика

Математика

Естествознание

Ознакомление
миром

с

окружающим

культура
физическая

Итого
Часть,
формируемая
образовательных отношений

участниками

направлениям

Коррекционные курсы

стороны речи (индивидуальные занятия)
Музыкально-ритмические
занятия)

занятия

(фронтальные

2

1

-

3

Развитие слухового восприятия и техника речи
(фронтальные занятия)

1

-

-

1

Социально-бытовая
занятия)

(фронтальные

-

2

2

4

Развитие познавательной сферы (индивидуальные
занятия)

2

2

2

6

ориентировка

Занятия по различным направлениям внеурочной деятельности
Занятия
по
деятельности:

направлениям

внеурочной

2

2

3

7

1. Разговоры о важном

1

1

1

3

2. Филармония

-

-

1

1

3. Занимательная математика

1

1

-

2

4. Клининг

-

-

1

1

31

33

33

97

Всего

На обязательные индивидуальные занятия по формированию речевого слуха и
произносительной стороны речи, а также на дополнительные коррекционные занятия "Развитие
познавательной сферы" количество часов в неделю указано из расчета на одного обучающегося.
Общая недельная нагрузка на класс зависит от количества обучающихся в классе.

Учебный план (недельный)
начального общего образования
для обучающихся с ТНР (вариант 5.2) – первое отделение,
ГБОУ СО «Нижнетагильская школа-интернат»
на 2023-2024 учебный год
Предметные
области

Учебные предметы

Количество часов в неделю
по классам

Всего

1В

Классы

Букварный
период

Послебукварн
ый период

Обязательная часть
Русский язык и
литературное чтение

Русский язык

-

4

4

Обучение грамоте

7

-

-

Литературное чтение

-

4

4

Математика и
информатика

Математика

4

4

4

Обществознание и
естествознание

Окружающий мир

2

2

2

-

-

-

Изобразительное
искусство

1

1

1

Музыка

1

1

1

Технология

Технология

1

1

1

Физическая культура

Физическая культура
(адаптивная физическая
культура).

2

2

2

Итого

18

19

19

Часть учебного плана, формируемая
участниками образовательных отношений
(при 5-дневной учебной неделе)

3

2

2

1. Обучение грамоте

3

-

-

2. Русский язык

-

1

1

3.Литературное чтение

-

1

1

Основы религиозных
Основы религиозных
культур и светской культур и светской этики.
этики
Искусство

Максимально допустимая недельная нагрузка

21

21

Внеурочная деятельность

10

10

Из них обязательные коррекционные курсы:

6

6

Развитие речи

2

2

Логопедическая ритмика

1

1

Произношение

1

1

Индивидуальные и подгрупповые
логопедические занятия

2

2

Другие направления внеурочной
деятельности

4

4

1. Разговоры о важном

1

1

2. Функциональная грамотность

1

1

3. Азбука безопасности

1

1

4. Тропинка в профессию

1

1

Всего

31

31

В учебном плане количество часов в неделю на коррекционно-развивающие курсы указано
на одного обучающегося.
Количество часов, отводимых на изучение учебных предметов "Обучение грамоте",
"Русский язык", "Литературное чтение" может быть увеличено за счет часов из части
учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений с учетом
психофизических и речевых особенностей обучающихся с ТНР.

Учебный план (недельный)
основного общего образования
для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.2.2),
ГБОУ СО «Нижнетагильская школа-интернат»
на 2023-2024 учебный год
Предметные области

Учебные
предметы

Количество часов в неделю
6А

7А

9А

Всего

5

5

3

13

Литература

3

3

3

9

Развитие речи

1

1

1

3

Иностранный
язык, Иностранный язык
второй
иностранный
язык

2

2

2

6

Математика
информатика

и Математика

5

-

-

5

Алгебра

-

3

2

5

Геометрия

-

2

2

4

Вероятность и статистика

-

1

1

2

Информатика

-

1

1

2

История

2

2

2

6

Обществознание

1

1

1

3

География

2

1

1

4

Физика

-

2

2

4

Химия

-

-

2

2

Биология

2

1

1

4

-

-

-

-

Классы
Обязательная часть
Русский
литература

язык, Русский язык

Общественно-научные
предметы

Естественно-научные
предметы

Основы духовнонравственной культуры
народов России

ОДНКНР

Искусство

Изобразительное искусство

1

-

-

1

Технология

Технология

2

2

2

6

-

-

1

1

2

2

2

6

Физическая культура и Основы
безопасности
Основы
безопасности жизнедеятельности
жизнедеятельности
Адаптивная
физическая
культура

Итого

28

29

29

86

Часть, формируемая участниками образовательных
отношений

2

1

1

4

1. Информатика

1

1

1

3

2. Основы безопасности жизнедеятельности

1

-

-

1

Максимально допустимая Недельная нагрузка

30

30

30

90

Занятия по различным направлениям внеурочной
деятельности

10

10

10

30

Развитие восприятия и воспроизведения устной речи

3

2

2

7

Развитие учебно-познавательной деятельности

2

3

3

8

Коррекционно-развивающие курсы

Занятия по различным направлениям внеурочной деятельности
Занятия по направлениям внеурочной деятельности:

5

5

5

15

1. Разговоры о важном

1

1

1

3

2. Основы финансовой грамотности

1

1

1

3

3. Россия – мои горизонты

1

1

1

3

4. Баскетбол

1

1

1

3

5. Мир театра

1

1

-

2

6. Подготовка к ГВЭ

-

-

1

1

40

40

40

120

Всего:

В учебном плане количество часов в неделю на коррекционно-развивающие курсы указано
на одного обучающегося.

Учебный план (недельный)
основного общего образования
для слабослышащих и позднооглохших обучающихся
с умственной отсталостью (вариант 1),
ГБОУ СО «Нижнетагильская школа-интернат»
на 2023-2024 учебный год

Предметные области Учебные предметы

Количество часов
Классы

5А

7В

Всего

4

4

8

3

3

6

Развитие речи

2

1

3

Математика

3

3

6

Информатика

-

-

-

1

2

3

Мир истории

-

-

-

История отечества

-

2

2

География

-

2

2

Природоведение

2

-

2

Биология

-

2

2

5. Искусство

Рисование (изобразительное
искусство)

2

-

2

6. Технология

Профильный труд

6

6

12

7.
Физическая Адаптивная физическая
культура
культура

3

3

6

Итого

26

28

54

Часть, формируемая участниками образовательных
отношений

3

2

5

1. Краеведение

2

2

4

2. Занимательная математика

1

-

1

Максимально допустимая недельная нагрузка (при
5-дневной учебной неделе)

29

30

59

Внеурочная деятельность: коррекционные курсы;
занятия по различным направлениям внеурочной

10

10

20

Обязательная часть
1. Язык и речевая Русский язык
практика
Чтение (литературное чтение)

2. Математика

3. Человек и общество Основы социальной жизни

4. Естествознание

деятельности
Коррекционные курсы
Развитие восприятия и воспроизведения устной речи

3

2

5

Развитие учебно-познавательной деятельности

2

3

5

Занятия по различным направлениям внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность:

5

5

10

1. Разговоры о важном

1

1

2

2. Россия – мои горизонты

-

1

1

3. Баскетбол

1

1

2

4. Мир театра

1

1

2

5. Клининг

2

1

3

Всего:

39

40

79

В учебном плане количество часов в неделю на коррекционно-развивающие курсы указано
на одного обучающегося.

Учебный план (недельный)
ФГОС основного общего образования
ГБОУ СО «Нижнетагильская школа-интернат»
на 2023-2024 учебный год
Предметные области
Филология

Учебные предметы
Обязательная часть
Русский язык

Литература
Математика и
Математика
информатика
Алгебра
Геометрия
Информатика
ОбщественноИстория
научные предметы
Обществознание
География
Естественно-научные Физика
предметы
Химия
Биология
Искусство
Музыка
Изобразительное искусство
Технология
Технология
Физическая культура ОБЖ
и
Основы
безопасности
Физическая культура
жизнедеятельности
Итого
Школьный компонент
Филология
Подготовка к ГВЭ
Технология
Технология
Коррекционный блок
Индивидуальные занятия по
развитию речевого слуха и
формированию
произносительной стороны речи

Количество часов в неделю
10Б
Всего
6
3
3
2
1
2
1
2
3
2
2
1

6
3
3
2
1
2
1
2
3
2
2
1

2

2

30

30

1
2

1
2

по 3 часа
на одного
человека
36

3
36

В учебном плане количество часов в неделю на коррекционно-развивающие курсы указано
на одного обучающегося.

Учебный план (недельный)
общего образования глухих детей с умственной отсталостью
ГБОУ СО «Нижнетагильская школа-интернат»
на 2023-2024 учебный год
№
п/п

Образовательн
ые области

Учебные дисциплины

Число учебных
часов в неделю
9Б

Всего

7

7

4

4

 Чтение и развитие речи

3

3

5

5

2

2

Природоведение

2

2

География

2

2

-

-

3

3

10

10

31

31

2

2

33

33

2

2

1

1

Федеральный компонент
Общеобразовательные предметы

1.
2.

Язык

Язык и литература:
 Грамматика,

правописание

и

развитие речи

3.

Математика

Математика

4.

Обществознани

Эпизодические рассказы из истории

е
5.

6.

Естествознание
Искусство

Изобразительное

искусство,

художественный труд
7.

Физическая

Физическая культура

культура
8.

Технология

Трудовое обучение

Итого
Коррекционные предметы

9.
10.

Окружающая

Социально-бытовая ориентировка

жизнь
Обязательная нагрузка
психокоррекция
11.

познавательной

и

эмоционально-волевой сферы
Разговоры о важном
Индивидуальные занятия по развитию
восприятия и воспроизведению устной
речи

Общий объем учебного плана

по 1 часу на
одного человека
37

1

37

В учебном плане количество часов в неделю на коррекционно-развивающие курсы указано
на одного обучающегося.

Пояснительная записка к учебному плану
для учащихся с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости,
имеющих сложные дефекты (9 класс)
ГБОУ СО «Нижнетагильская школа-интернат»
на 2023-2024 учебный год
Учебный план включает учебные дисциплины, содержание которых доступно для детей,
имеющих сложные дефекты, специфические коррекционные предметы, также индивидуальные и
групповые коррекционные занятия.
Индивидуальные и групповые коррекционные занятия (логопедия, развитие психомоторики
и сенсорных процессов и другие) проводятся как в первой, так и во второй половине дня; их
продолжительность 15-25 минут. Занятия проводятся учителем, учителем-логопедом, педагогомпсихологом.
Обучение имеет коррекционно-направленный характер.
Образовательная область Родная речь. Учащиеся должны научиться читать и понимать несложные
тексты морально-этического плана. Они должны читать и понимать несложные инструкции,
вывески, некоторые деловые бумаги. Дети должны научиться ставить свою подпись, писать
полностью свою фамилию, инициалы или полные имя и отчество, делать несложные записи.
Образовательная область математические представления, основы арифметики. Изучение
направлено, главным образом, на овладение учащимися счетными операциями: сложением и
вычитанием в пределах десяти или, для некоторых, в пределах ста, решением арифметических
задач в один или два вопроса на нахождение суммы и остатка.
На уроках изобразительной деятельности, музыкально-ритмических занятиях развиваются
координация движений, общая моторика, моторика мелких мышц руки. Большое внимание
уделяется воспитанию чувств. Дети учатся различать основные цвета, их оттенки, учатся понимать
красивое, эмоционально воспринимать его. Благотворно на них воздействует музыка (грустная,
веселая), хоровое пение, игра на простейших музыкальных инструментах.
Трудовое обучение (в начальной школе – самообслуживание, предметно - практическая
деятельность), имеют немаловажное значение для формирования у учащихся элементарных
навыков самообслуживания, личной гигиены, культуры поведения, бытового труда. Некоторые
ученики могут овладевать несложными видами труда, которые определены как «Ремесло»
(обслуживающий труд).
Особое место в программе занимает выработка у детей социальных норм поведения.
Главная цель школы – приспособление детей к жизни и труду, поэтому особое внимание
уделяется трудовому обучению.
По окончании 9 класса обучающиеся сдают экзамен по трудовому обучению и получают
документ установленного образца об окончании образовательного учреждения.

Учебный план (недельный)
общего образования детей с умеренной умственной отсталостью
и со сложной структурой дефекта
ГБОУ СО «Нижнетагильская школа-интернат»
на 2023-2024 учебный год
№
п/п

Образовательные области

Учебные дисциплины

Число
учебных
часов в
неделю
9В

Всего

1

1

Чтение

3

3

Графика и письмо

3

3

Математика

3

3

Животные

-

-

Растения

-

-

Человек и его здоровье

1

1

Основы

1

1

Музыка. Пение

1

1

Музыкально-ритмические

1

1

Федеральный компонент
1.

Предметы
Развитие

Родная речь

речи

и

коммуникация

2.

Математические представления,
основы арифметики

3.

Естествознание

безопасности

жизнедеятельности
4

Искусство

занятия
5.

Физкультура

Физкультура

2

2

6.

Изобразительная деятельность

Рисование

2

2

7.

Труд

Ремесло (по профилям)

8

8

Социально-бытовая
ориентировка

2

2

28

28

ЛФК

1

1

Логопедия

2

2

1

1

1

1

33

33

Итого
Школьный компонент
1.

Коррекционные технологии

Развитие

психомоторики

и

сенсорных процессов
Разговоры о важном
Всего:

Пояснительная записка к учебному плану АООП
для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями),
с тяжелыми и множественными нарушениями развития
ГБОУ СО «Нижнетагильская школа-интернат»
на 2023-2024 учебный год
Учебный план АООП (вариант 2) для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной

отсталостью

множественными

(интеллектуальными

нарушениями

нарушениями),

с

тяжелыми

и

развития (далее – учебный план) обеспечивает

введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем
нагрузки и максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав и структуру
образовательных областей, учебных предметов по годам обучения.
Вариант 2

АООП

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(нарушениями

интеллекта) может включать как один, так и несколько учебных планов. Специальная
индивидуальная программа развития (СИПР),

разрабатываемая образовательной

организацией на основе АООП, включает индивидуальный учебный план (ИУП),
содержащий предметные области, предметы и коррекционные курсы, которые
соответствуют особым образовательным возможностям и потребностям конкретного
обучающегося. Общий объём нагрузки, включенной в ИУП, не может превышать
объем, предусмотренный учебным планом АООП.
Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной
деятельности в рамках реализации АООП образования определяет образовательная
организация.
Учебные планы обеспечивают возможность обучения на государственных языках
субъектов Российской Федерации, а также возможность их изучения, в случаях,
предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования, и
устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам)
обучения.
Примерный учебный план организации, реализующей вариант 2 АООП, включает две
части:
– обязательная часть, включает:

 шесть образовательных областей, представленных десятью учебными
предметами;

 коррекционно-развивающие

занятия,

проводимые

учителем-логопедом,

учителем или учителем-дефектологом;
часть, формируемая участниками образовательного процесса, включает:

 коррекционные курсы, проводимые различными специалистами;
 внеурочные мероприятия.

Учебный план (недельный)
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) (ТМНР),
ГБОУ СО «Нижнетагильская школа-интернат»
на 2023-2024 учебный год

Предметные
области

Учебные
предметы

Количество
часов
Классы

2В

2Г

Всего

Обязательная часть
1. Язык и речевая
практика

Речь и альтернативная
коммуникация

3

3

6

2. Математика

Математические представления

2

2

4

3. Окружающий мир Окружающий природный мир

2

2

4

Человек

2

2

4

Домоводство

-

-

-

Окружающий социальный мир

1

1

2

Музыка и движение

2

2

4

Изобразительная деятельность

3

3

6

5. Физическая
культура

Адаптивная физкультура

2

2

4

6. Технология

Профильный труд

-

-

-

Итого

17

17

34

Часть, формируемая участниками образовательных
отношений:

6

6

12

1. Основы безопасности жизнедеятельности

2

2

4

2. Графика и письмо

2

2

4

3. КРЗ

2

2

4

Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5дневной учебной неделе)

23

23

46

Внеурочная деятельность, в том числе

10

10

20

Коррекционные курсы:

6

6

12

1. Сенсорное развитие

2

2

4

4. Искусство

2. Предметно-практические действия

1

1

2

3. Двигательное развитие

1

1

2

4. Альтернативная коммуникация

2

2

4

Внеурочная деятельность (по направлениям)

4

4

8

1. Разговоры о важном

1

1

2

2. Азбука здоровья

1

1

2

3. Светофорик

1

1

2

4. Волшебство красок

1

1

2

Всего:

33

33

66

Учебный план (недельный)
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) (ТМНР),
ГБОУ СО «Нижнетагильская школа-интернат»
на 2023-2024 учебный год
Предметные
области

Учебные
предметы

Количество часов
Классы 6Б

Всего

6В

6Г

7Б

8Б

Обязательная часть
1. Язык и речевая
практика

Речь и альтернативная
коммуникация

3

3

3

3

3

15

2. Математика

Математические
представления

2

2

2

2

2

10

3. Окружающий
мир

Окружающий природный
мир

2

2

2

2

2

10

Человек

1

1

1

1

1

5

Домоводство

5

5

5

5

5

25

Окружающий социальный
мир

2

2

2

2

3

11

Музыка и движение

2

2

2

2

2

10

Изобразительная
деятельность

3

3

3

3

-

12

5. Физическая
культура

Адаптивная физкультура

2

2

2

2

2

10

6. Технология

Профильный труд

2

2

2

2

4

12

Итого

24

24

24

24

24

120

Часть, формируемая участниками
образовательных отношений

6

6

6

6

6

30

1. Основы безопасности жизнедеятельности

2

2

2

2

2

10

2. Графика и письмо

2

2

2

2

2

10

3. КРЗ

2

2

2

2

2

10

Максимально допустимая недельная нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе)

30

30

30

30

30

150

Внеурочная деятельность, в том числе

10

10

10

10

10

50

Коррекционные курсы:

4

4

4

4

4

20

4. Искусство

1. Сенсорное развитие

1

1

1

1

1

5

2. Предметно-практические действия

1

1

1

1

1

5

3. Двигательное развитие

1

1

1

1

1

5

4. Альтернативная коммуникация

1

1

1

1

1

5

Внеурочная деятельность (по направлениям)

6

6

6

6

6

30

1. Разговоры о важном

1

1

1

1

1

5

2. Азбука здоровья

1

1

1

1

1

5

3. Светофорик

1

1

1

1

1

5

4. Бумажный калейдоскоп

1

1

1

1

1

5

5. Волшебство красок

2

2

2

2

2

10

Всего:

40

40

40

40

40

200


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».