Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 марта 2023 г. Регистрационный № 72653 Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1025 “Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья” В соответствии с частью 6 5 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2022, № 39, ст. 6541), пунктом 1 и подпунктом 4.2.6 2 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. № 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 32, ст. 5343; 2022, № 46, ст. 8024), приказываю: Утвердить прилагаемую федеральную адаптированную образовательную программу основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Министр С.С. Кравцов УТВЕРЖДЕНА приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1025 Федеральная адаптированная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья I. Общие положения 1. Федеральная адаптированная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее соответственно - ФАОП ООО) разработана в соответствии с Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809). 2. ФАОП ООО имеет варианты. 2.1. ФАОП ООО для обучающихся с нарушениями слуха включает: а) ФАОП ООО для обучающихся с нарушениями слуха (вариант 1.1); б) ФАОП ООО для обучающихся с нарушениями слуха (вариант 1.2); в) ФАОП ООО для обучающихся с нарушениями слуха (вариант 2.2.1); г) ФАОП ООО для обучающихся с нарушениями слуха (вариант 2.2.2). 2.1.1. Допускается обучение глухих обучающихся по ФАОП ООО для обучающихся с нарушениями слуха (варианты 2.2.1 и 2.2.2) при достижении ими уровня общего и речевого развития, личностных, метапредметных и предметных результатов начального общего образования, способствующих освоению данных вариантов адаптированных основных образовательных программ, с учётом желания обучающегося и его родителей (законных представителей) к получению образования совместно со слабослышащими, позднооглохшими и кохлеарно имплантированным (далее - КИ) сверстниками. Глухие, слабослышащие, позднооглохшие и КИ обучающиеся, освоившие основные, в том числе федеральную адаптированную образовательную программу начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФАОП НОО) варианта 1.1 или варианта 2.1, при наличии стойких специфических трудностей при освоении образовательной программы основного общего образования, а также в общении и взаимодействии с педагогическими работниками и нормативно развивающимися обучающимися, препятствующих освоению образовательной программы основного общего образования на основе ФАОП ООО (вариант 1.1) могут продолжить образование по ФАОП ООО (вариант 1.2), ФАОП ООО (вариант 2.2.1) или ФАОП ООО (вариант 2.2.2). 2.2. ФАОП ООО для слепых обучающихся включает: а) ФАОП ООО для слепых обучающихся (вариант 3.1); б) ФАОП ООО для слепых обучающихся (вариант 3.2). 2.3. ФАОП ООО для слабовидящих обучающихся включает: а) ФАОП ООО для слабовидящих обучающихся (вариант 4.1); б) ФАОП ООО для слабовидящих обучающихся (вариант 4.2). 2.4. ФАОП ООО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР) включает: а) ФАОП ООО для обучающихся с ТНР (вариант 5.1); б) ФАОП ООО для обучающихся с ТНР (вариант 5.2). 2.5. ФАОП ООО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее НОДА) включает: а) ФАОП ООО для обучающихся с НОДА (вариант 6.1); б) ФАОП ООО для обучающихся с НОДА (вариант 6.2). 2.5.1. По ФАОП ООО для обучающихся с НОДА (варианты 6.1 и 6.2) могут получать образование обучающиеся, успешно освоившие варианты 6.1 и 6.2 ФАОП НОО или освоившие федеральную образовательную программу начального общего образования (далее - ФОП НОО). 2.6. ФАОП ООО для обучающихся с задержкой психического развития (далее - ЗПР) включает: ФАОП ООО для обучающихся с ЗПР (вариант 7). 2.7. ФАОП ООО для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (далее - РАС) включает: а) ФАОП ООО для обучающихся с РАС (вариант 8.1); б) ФАОП ООО для обучающихся с РАС (вариант 8.2). 3. Содержание каждого варианта ФАОП ООО представлено учебно-методической документацией (федеральный учебный план, федеральный календарный учебный график, федеральные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, федеральная рабочая программа воспитания, федеральный календарный план воспитательной работы), определяющей единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования уровня основного общего образования, планируемые результаты освоения образовательной программы1. 3.1. Каждый вариант ФАОП ООО разработан с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей обучающихся конкретной нозологической группы, которой он адресован, и обеспечивает освоение содержания образования, коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. ФАОП ООО обучающихся, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации, абилитации инвалида (далее - И11РА) в части создания специальных условий получения образования и обеспечения психологопедагогической помощи, в том числе психолого-педагогической реабилитации и абилитации. 4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего образования, разрабатывают адаптированную основную образовательную программу основного общего образования (далее соответственно - образовательная организация, АООП ООО) в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее - ФГОС ООО) и ФАОП ООО. При этом содержание и планируемые результаты разработанной образовательной организацией АООП ООО должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов ФАОП ООО 2. 4.1. В соответствии с вариантами ФАОП ООО образовательная организация может разрабатывать один или несколько вариантов: АООП ООО для обучающихся с нарушениями слуха; АООП ООО для слепых обучающихся; АООП ООО для слабовидящих обучающихся; АООП ООО для обучающихся с ТНР; АООП ООО для обучающихся с НО ДА; АООП ООО для обучающихся с ЗПР; АООП ООО для обучающихся с РАС. 5. При разработке АООП ООО образовательная организация предусматривает непосредственное применение при реализации обязательной части АООП ООО федеральных рабочих программ по учебным предметам “Русский язык”, “Литература”, “История”, “Обществознание”, “География” и “Основы безопасности жизнедеятельности” 3. 6. Каждый вариант ФАОП ООО включает три раздела: целевой, содержательный, организационный4. 7. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации ФАОП ООО, а также способы определения достижения этих целей и результатов5. 8. Целевой раздел ФАОП ООО включает: пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися ФАОП ООО; систему оценки достижения планируемых результатов освоения ФАОП ООО 6. 9. Содержательный раздел ФАОП ООО включает программы, ориентированные на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов: федеральные рабочие программы учебных предметов; программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся 7; программу коррекционной работы; федеральную рабочую программу воспитания. 10. Федеральные рабочие программы учебных предметов обеспечивают достижение планируемых результатов освоения ФАОП ООО и разработаны на основе требований ФГОС ООО к результатам освоения программы основного общего образования. 11. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся содержит: описание взаимосвязи универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; характеристики регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся8. 12. Федеральная рабочая программа воспитания направлена на сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, к которым относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России 9. 13. Федеральная рабочая программа воспитания направлена на развитие личности обучающихся, в том числе укрепление психического здоровья и физическое воспитание, достижение ими результатов освоения программы основного общего образования 10. 14. Федеральная рабочая программа воспитания реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой образовательной организацией совместно с семьей и другими институтами воспитания11. 15. Федеральная рабочая программа воспитания предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе12. 16. Организационный раздел ФАОП ООО определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также организационные механизмы и условия реализации программы основного общего образования13 и включает: федеральный учебный план; федеральный план внеурочной деятельности; федеральный календарный учебный график; федеральный календарный план воспитательной работы, содержащий перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организуются и проводятся образовательной организацией или в которых образовательная организация принимает участие в учебном году или периоде обучения.