Отчет о самообследовании_2023 год

УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГБОУ СО «Нижнетагильская школа - интернат»
_______________ О.Ю. Леонова
«11» января 2024 год

Отчет о самообследовании
государственного бюджетного общеобразовательного
учреждения Свердловской области «Нижнетагильская школа –
интернат, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»

Председатель комиссии:
Леонова О.Ю. – директор ГБОУ СО «Нижнетагильская школа – интернат»
Члены комиссии:
Кузьмина С.Н. - заместитель директора по УР;
Гончаренко И.Г. – заместитель директора по ВР;
Татаринов А.Э. – заместитель директора по АХЧ;
Дарянина И.А. – главный бухгалтер;
Дмитриева Г.В. – заведующая библиотекой;
Солонкова Е.Н. – секретарь.
Отчет рассмотрен на заседании педагогического совета ГБОУ СО
«Нижнетагильская школа – интернат» (протокол № 3 от 29 декабря 2023
года).

2

Содержание

Введение
1.

Образовательная деятельность

1.1.

Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности

2.

Система управления образовательной деятельностью

2.1.

Организация образовательного процесса

2.2.

Управление образовательным процессом

3.

Содержание и качество подготовки обучающихся

3.1.

Структура образования и её ориентация на федеральные требования
обучающихся

3.2.

Организация методического обеспечения реализации федеральных
государственных образовательных стандартов

3.3.

Библиотечно-информационное обеспечение образовательного процесса

3.4.

Оценка качества знаний

3.5.

Государственная итоговая аттестация

3.6.

Результаты участия в муниципальном, региональном, всероссийском
этапах олимпиады школьников и конкурсах различного уровня

4.

Условия, определяющие качество образования

4.1.

Кадровый потенциал

4.2.

Методическая работа

4.3.

Воспитательная работа

4.4.

Материально-техническая база

5.

Аналитическая информация о работе территориальной психолого-медикопедагогической комиссии

6.

Выводы и заключения

3

ипотребнос

Введение
Целью проведения самообследования является обеспечение доступности и
открытости

информации

о

деятельности

государственного

бюджетного

общеобразовательного учреждения Свердловской области «Нижнетагильская школа –
интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
(далее – ГБОУ СО «Нижнетагильская школа – интернат»), а также подготовка отчета о
результатах самообследования.
Приказом директора ГБОУ СО «Нижнетагильская школа – интернат» от 28
декабря 2023 года № 71 «О проведении самообследования за 2023 год» утверждена
программа

самообследования

школы

и

создана

комиссия

для

проведения

самообследования в следующем составе:
Председатель комиссии:
Леонова О.Ю. – директор ГБОУ СО «Нижнетагильская школа – интернат»
Члены комиссии:
Кузьмина С.Н. - заместитель директора по УР;
Гончаренко И.Г. – заместитель директора по ВР;
Татаринов А.Э. – заместитель директора по АХЧ;
Дарянина И.А. – главный бухгалтер;
Дмитриева Г.В. – заведующая библиотекой;
Солонкова Е.Н. – секретарь.
Программа проведения самообследования
№
п/п
1.

Раздел отчета
Организационно-правовое

обеспечение

Ответственный
образовательной

Леонова О.Ю.

деятельности
2.

Система управления образовательной деятельностью

Леонова О.Ю.

3.

Содержание и качество подготовки обучающихся

Кузьмина С.Н.

4.

Условия, определяющие качество образования

5.

Финансовое обеспечение

Кузьмина С.Н.
Гончаренко И.Г.
Дмитриева Г.В.
Татаринов А.Э.
Леонова О.Ю.

4

6.

Функционирование внутренней системы качества образования

7.

Выводы и заключения

8.

Приложение
Показатели деятельности

Татаринов А.Э.
Дарянина И.А.
Кузьмина С.Н.
Гончаренко И.Г.
Леонова О.Ю.
Кузьмина С.Н.
Гончаренко И.Г.
Леонова О.Ю.
Кузьмина С.Н.
Гончаренко И.Г.
Татаринов А.Э.

Основные выводы и предложения комиссии по результатам проведенного
самообследования изложены в настоящем отчете.
Результаты самообследования рассмотрены на заседании педагогического
совета (протокол № 3 от 29 декабря 2023 года).

5

1. Образовательная деятельность
1.1. Организационно – правовое обеспечение образовательной деятельности
ГБОУ СО «Нижнетагильская школа – интернат» является государственным
бюджетным
основные

общеобразовательным
общеобразовательные

дошкольного
образования,

образования,
среднего

учреждением,
программы

образовательные

общего

образования,

реализующим

–

адаптированные

образовательные

программы

программы

начального

образовательные

общего

программы

для

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Учредитель

–

министерство

образования

и

молодежной

политики

Свердловской области.
В своей деятельности ГБОУ СО «Нижнетагильская школа – интернат»
руководствуется: Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом
Российской

Федерации,

Федеральным

Законом

Российской

Федерации

«Об

образовании в Российской Федерации», другими законодательными актами Российской
Федерации и Уставом ГБОУ СО «Нижнетагильская школа – интернат».
Полное

официальное

наименование

образовательного

учреждения:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Нижнетагильская школа – интернат, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»
Сокращенное официальное наименование: ГБОУ СО «Нижнетагильская
школа – интернат».
Школа является юридическим лицом, имеет закрепленное за ним на праве
оперативного управления государственное имущество:
 Свидетельство о государственной регистрации юридического лица 29.09.1997 года,
ОГРН 1026601378990.
 Свидетельство о государственной регистрации права серия 66 АД № 646113 от
26.11.2010 года (здание школы).
 Свидетельство о государственной регистрации права серия 66 АД № 646119 от
26.11.2010 года (здание интерната).
 Свидетельство о государственной регистрации права серия 66 АД № 646115 от
26.11.2010 года (здание гаража).
 Свидетельство о государственной регистрации права серия 66 АД № 646117 от
26.11.2010 года (здание прачечной).
6

 Свидетельство о государственной регистрации права 66-66/002-66/002/461/2016-19/1
от 28.06.2016 года (водопровод).
 Свидетельство о государственной регистрации права 66-66/002-66/002/461/2016-18/1
от 28.06.2016 года (теплофикация).
 Выписка из ЕГРН 66:56:0109004:714-66/002/2017-4 от 02.03.2017 года (здание
гаража).
 Выписка из ЕГРН 66:56:0109004:715-66/002/2017-4 от 02.03.2017 года (здание
гаража).
 Приказ Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской
области от 13.06.20107 года № 1138 «О предоставлении в постоянное (бессрочное)
пользование земельного участка ГКОУ СО «Нижнетагильская школа – интернат»».
Свидетельство о постановке ГКОУ СО «Нижнетагильская школа – интернат»
на учет в налоговом органе 29.09.1997 года: ИНН 6668017532, КПП 662301001.
Устав школы Утвержден приказом Министерства образования и молодежной
политики Свердловской области от 10.01.2020 года № 20-Д, зарегистрирован в
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Свердловской
области от 29.09.1997 года, государственный регистрационный 1026601378990.
Лицензия на осуществление образовательной деятельности выписка из
реестра лицензий по состоянию на 13.10.2023 года № ЛО35-01277-66/00194968.
Свидетельство о государственной аккредитации № 9320 от 22 декабря 2016
года, выдано министерством общего и профессионального образования Свердловской
области.
Юридический адрес: 622002, Свердловская область, город Нижний Тагил,
улица Аганичева, д. 16 «а»
Фактический адрес: 622002, Свердловская область, город Нижний Тагил,
улица Аганичева, д. 16 «а»
Руководители: Леонова Ольга Юрьевна; заместитель директора по учебной
работе Кузьмина Светлана Николаевна; заместитель директора по воспитательной
работе Гончаренко Ирина Геннадьевна.
Телефон: (3435) 45-28-11, (3435) 45-30-47, e-mail: NTHI@yandex.ru.
Официальный сайт: internat-tagil.uralschool.ru
Финансирование деятельности школы осуществляется за счет бюджета
Свердловской области.
ГБОУ СО «Нижнетагильская школа – интернат» осуществляет обучение по
7

адаптированным

основным

общеобразовательным

программам,

и

реализует

следующие уровни образования:
1. Дошкольное образование
2. Начальное общее образование
3. Основное общее образование
4. Среднее общее образование
5. Образовательные

программы

для

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)
Учебный процесс осуществляется по образовательным программам ФАОП
НОО для обучающихся с ОВЗ, ФАОП ООО для обучающихся с ОВЗ, ФАООП
обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями),

учебного плана и учебно-методических комплексов учебных дисциплин.
Основные направления деятельности ГБОУ СО «Нижнетагильская школа –
интернат» регламентированы нормативными локальными актами, утвержденными в
установленном порядке.
С целью создания безопасных условий труда и обучения, сохранения жизни и
здоровья

участников

учебно-воспитательного

процесса,

предупреждения

производственного и детского травматизма, соблюдения требований санитарногигиенических норм и противопожарной безопасности в ГБОУ СО «Нижнетагильская
школа – интернат» закреплены ответственные лица за состояние охраны труда, изданы
приказы и инструкции по безопасности жизнедеятельности, охране труда, пожарной
безопасности.
Имеются разработанные и согласованные: паспорт безопасности дорожного
движения, паспорт антитеррористической защищённости, декларация пожарной
безопасности, программа производственного контроля за соблюдением санитарно противоэпидимических (профилактических) мероприятий.
Организационно-правовая структура и нормативная правовая документация,
разработанная ГБОУ СО «Нижнетагильская школа – интернат», отвечает направлениям
деятельности образовательного учреждения и позволяет выполнять требования ФАОП
для обучающихся с ОВЗ.
В школе ведется годовое планирование по ключевым и вспомогательным
процессам образовательной деятельности.
Выводы:

в

процессе

самообследования

установлено,

что

ГБОУ

СО

«Нижнетагильская школа – интернат» осуществляет свою деятельность в соответствии
8

с

действующим

федеральным

законодательством

Российской

Федерации,

нормативными документами Министерства просвещения Российской Федерации,
Министерства образования и молодежной политики Свердловской области.
Нормативно-правовая документация отвечает требованиям государственных
нормативно - правовых актов.
Образовательное учреждение имеет необходимые организационно-правовые
документы, позволяющие вести образовательную деятельность в сфере общего
образования.
2. Система управления образовательной деятельностью
2.1 Организация образовательного процесса
Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с
Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», Уставом ГБОУ СО «Нижнетагильская школа –
интернат», годовым планом работы по всем направлениям деятельности.
Система контроля за организацией образовательной деятельности определена
Планом внутришкольного контроля на 2022-2023 учебный год.
Для организации образовательного процесса сформирован пакет нормативных
и учебно-методических документов, включающий:
 ФАОП ООО;
 ФГОС ОВЗ;
 Учебный план;
 Календарный график учебного процесса;
 Программы учебных предметов, факультативов, внеурочной деятельности;
 Внутренние локальные акты, регламентирующие учебную деятельность.
Учебный процесс организуется в строгом соответствии с учебным планом и
годовым календарным графиком учебного процесса.
Расписание учебных занятий было составлено и утверждено на 2022-2023
учебный год в соответствии с действующими рекомендациями по его составлению,
учетом максимальной недельной нагрузки обучающихся:
 1 класс - 21 час;
 2-4 классы - 23 часа;
 5 класс - 29 часов;
 6 класс - 30 часов;
9

 7 класс - 32 часа;
 8 класс - 33 часа;
 9 классы - 33 часа;
 10 класс – 33 часов.
Оперативные

замены

в

расписании

учебных

занятий

осуществляются

заместителем директора по УР по мере необходимости.
Основные

вопросы,

регламентирующие

образовательную

деятельность:

утверждение учебного плана, рассмотрение рабочих программ по предметам, курсам,
внеурочной деятельности; принятие локальных актов, изучение основных требований
реализации

ФГОС,

допуск

к

ГИА

и

др.,

обсуждаются

и

рассматриваются

педагогическим советом.
2.2. Управление образовательным процессом
Для управления организацией образовательного процесса, коллегиального
обсуждения вопросов развития содержания образования, повышения качества обучения
и воспитания обучающихся, совершенствования методической работы, контроля
успеваемости и посещаемости занятий обучающимися, их перевода и допуска к
государственной итоговой аттестации, состояния и развития материального оснащения
учебного кабинетов, других вопросов деятельности ГБОУ СО «Нижнетагильская школа
–

интернат»

функционирует

педагогический

совет

(далее

-

педсовет)

под

председательством директора.
Заседания педсовета проводятся по ежегодно утверждаемым планам и
протоколируются.

По

обсуждаемым

вопросам

педсовет

выносит

решения,

о

выполнении которых докладывается на последующих заседаниях.
Для обсуждения оперативных вопросов и принятия решений в период между
заседаниями
заместителями

педсовета,

проводятся

директора по УР,

инструктивно-методические
ВР и

АХЧ;

совещания:

с

руководителями методических

объединений, педагогическими работниками в соответствии с планами методической и
воспитательной работы.
Для координации и оперативного контроля деятельности администрации
проводится совещания при директоре, на которых обсуждаются текущие вопросы
работы по всем направлениям деятельности школы, обсуждаются и принимаются
оперативные решения.
Ежемесячно, согласно планам воспитательной работы, проводятся классные
10

часы, на которых рассматриваются вопросы успеваемости и посещаемости учебных
занятий, воспитания обучающихся, профилактики правонарушений, пропаганды
здорового образа жизни, духовно-нравственного воспитания, гражданственности и
патриотизма, проводятся тематические мероприятия.
На период подготовки и проведения отдельных мероприятий и выполнения
наиболее значимых работ, таких как педагогические советы, смотры-конкурсы,
предметные

недели,

знаменательным

праздничные

датам,

разработка

мероприятия

и

мероприятия,

инновационных

посвященные

образовательных

проектов,

концепций и перспективных планов развития приказом директора создаются рабочие
группы.
В

ГБОУ

СО

«Нижнетагильская

школа

–

интернат»

функционирует

самоуправление обучающихся (совет обучающихся «Школьная страна»).
Родители

обучающихся

вовлекаются

в

управление

образовательным

учреждением посредством проведения классных и общешкольных родительских
собраний, участия в деятельности Совета ГБОУ СО «Нижнетагильская школа –
интернат».
Вывод: самообследованием установлено, что управление образовательным
учреждением регламентируется уставными требованиями и представляет четкую
вертикаль взаимодействия всех участников образовательного процесса ГБОУ СО
«Нижнетагильская школа – интернат»: администрации, педагогических работников,
обучающихся и их родителей, технического и обслуживающего персонала.
Система

управления

функционирование

обеспечивает

образовательного

в

учреждения

полном
и

объеме

формирование

нормальное
условий

и

механизмов, необходимых для качественной реализации требований основных
образовательных программ.
3. Содержание и качество подготовки обучающихся
3.1. Структура образования и её ориентация на федеральные требования и
потребности обучающихся
В ГБОУ СО «Нижнетагильская школа – интернат» в 2022-2023 году
продолжился

перевод

образовательного

процесса

на

новые

федеральные

государственные образовательные стандарты.
Начальная школа ведет обучение по ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, основная
11

школа ведет обучение по ФГОС ООО обучающихся с ОВЗ (5,6,8 класс), (9,10 класс)
ведет обучение по ФГОС ООО.
В связи с постепенным переходом классов на обучение по ФГОС в 2022-2023
году оставались актуальными задачи по обеспечению методического сопровождения
образовательного процесса и повышению его результативности.
Данные задачи решаются в соответствии со стратегией, изложенной:
 в Плане мероприятий по обеспечению введения Федерального государственного
образовательного стандарта обучающихся с ОВЗ (ФГОС НОО ОВЗ) в ГБОУ СО
«Нижнетагильская школа – интернат»
 в

Плане-графике

мероприятий

по

обеспечению

введения

Федерального

государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС
ООО) в ГБОУ СО «Нижнетагильская школа – интернат»
3.2. Организация методического обеспечения реализации федеральных
государственных образовательных стандартов
Основные задачи:
 Реализация нового содержания образования в рамках федеральных государственных
образовательных стандартов, внедрение его в образовательный процесс школы.
 Использование инновационных форм обучения.
 Система мониторинга УУД.
 Формирование ключевых компетентностей.
 Организация внеурочной деятельности.
 Организация дополнительного образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования для детей с ОВЗ (ФГОС НОО ОВЗ): в 2022-2023 учебном году по ФГОС
НОО ОВЗ обучалось 25 учеников начальной школы.
В связи с переходом на федеральный государственный образовательный
стандарт в 2022-2023 году разработаны новые редакции Положений, которые
рассмотрены на педагогическом совете и утверждены приказом директора ГБОУ СО
«Нижнетагильская школа – интернат».
Вопросы

внедрения

федерального

государственного

образовательного

стандарта начального общего образования рассматривались на заседаниях школьного
методического объединения учителей начальных классов. Общая тема работы
12

методического

объединения:

«Развитие

учебно-познавательных

и

творческих

способностей учащихся начальных классов через применение инновационных
технологий».
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (ФГОС ООО): в 2022-2023 учебном году по ФГОС ООО обучалось 79
учеников основной школы (5-10 классы).
Анализ внедрения ФГОС ООО, ФГОС НОО ОВЗ показал, что, в целом,
концептуальные идеи, заложенные в основу обучения и развития школьников,
востребованы в условиях ОУ. Отмечаются следующие положительные тенденции:
 Положительная динамика использования учителями ГБОУ СО «Нижнетагильская

школа – интернат» в образовательной практике учебно-методических разработок и
материалов, ориентированных на стандарты нового поколения (тесты, дидактические
материалы и т.д.);
 использование учителями современных образовательных технологий (в 2022-2023

году продолжают оставаться актуальными инновационные технологии: проектная,
развития критического мышления, проблемного обучения. Более востребованными
стали технологии: уровневой дифференциации, педагогика сотрудничества и т.д.);
 ориентация учителей начальных классов и учителей, работающих в 5-9 классах, на

организацию здоровьесберегающей среды;
 возможность профессионального общения педагогов и обмена их опыта с коллегами,

как в рамках работы творческих групп, так и в интернет-сообществах педагогов.
Выводы:

комиссия

по

самообследованию

считает,

что

ГБОУ

СО

«Нижнетагильская школа – интернат» готова к реализации ФГОС, однако необходимо:
 Продолжить оказание целенаправленной методической помощи педагогам школы по

вопросам реализации ФГОС.
 Совершенствовать систему контроля за выполнением требований ФГОС и, особенно,

планируемыми результатами освоения ООП.
 Осуществить дальнейшую модернизацию материально-технической базы ОУ.

3.3. Библиотечно-информационное обеспечение образовательного процесса
Библиотека обеспечивает участников образовательного процесса бесплатным
пользованием библиотечно-информационными ресурсами.
Большое внимание библиотека уделяет индивидуальной работе с читателями,
13

консультирует
предметных

учащихся при выборе книг, оказывает помощь в проведении
недель,

общешкольных

мероприятий

в

соответствии

с

планом

воспитательной работы школы.
Так же библиотека сама является организатором многих мероприятий:
постоянно проводятся библиотечные уроки, плановые ежегодные и ежемесячные
выставки к юбилейным датам писателей.
Благодаря обучению рациональным приёмам работы с книгой, поиску и
переработке необходимой информации учащиеся оперативно получают необходимую
информацию.
Библиотека представляет собой помещений общей площадью 44,6 м2. На
абонементе осуществляется прием и выдача литературы, в выставочной зоне пропаганда вновь поступившей литературы, раскрытие фонда и тематические выставки.
Основные статистические показатели работы библиотеки:
На момент самообследования фонд библиотеки составляет 10046 экземпляров,
из них:
 учебная литература - 4093 экз.
 научно-педагогическая

и

методическая

литература,

энциклопедии - 1420 экз.
 художественная, детская - 4272 экз.
 диски - 81 шт.
 журналы - 300 экз.
Обеспеченность учебниками - 100%.
Читатели - 162 человека, из них:
 обучающиеся – 100 человек;
 педагоги и работники – 62 человека;
 число посещений в день – 17 человек.
Книговыдача - 3515 экземпляра, из них:
 учебная литература - 2802 экз.
 научно-педагогическая и методическая литература - 15 экз.
 детская - 250 экз.
 художественная - 231 экз.
 диски - 40 шт.
 журналы - 170 экз.
 справочная литература, энциклопедии – 47 экз.
14

справочная

литература,

Фонд художественной литературы и периодики не пополнялся.
В целом, состояние учебно-методического и информационного обеспечения
школы оценивается как достаточное для качественной реализации адаптированных
основных образовательных программ.
Выводы: в результате самообследования комиссия отметила, что остаются
актуальными

проблемы,

касающиеся

материально-технического

оснащения

библиотеки. Необходимо:
 произвести ремонт библиотеки;
 обновить мебель и стеллажи;
 обеспечить доступ к сети Internet.
3.4. Оценка качества знаний
В соответствии с планом внутришкольного контроля и Программой повышения
качества образования, утвержденной на заседании педагогического совета (протокол от
20.02.2017 года № 2), проведен мониторинг уровня учебных достижений обучающихся
по итогам 2022-2023 учебного года.
Мониторинг качества образования (и его составная часть - мониторинг уровня
учебных достижений учащихся) является основой для оценивания образовательных
услуг, предоставляемых учебным заведением.
Первое направление мониторинга «Уровень учебных достижений обучающихся
2-10 классов по результатам годового оценивания»
2022-2023 учебный год окончили 125 обучающийся, процент успеваемости
составил 99,7%, показатель качества образования составил 23%.
3.5. Государственная итоговая аттестация.
Государственная итоговая аттестация, как инструмент внешней оценки,
позволяет объективно определить уровень общеобязательной подготовки выпускников
основной и старшей школы и дифференцировать экзаменуемых по степени готовности
к дальнейшему продолжению обучения (построение индивидуальной образовательной
траектории).
Проведение Государственная итоговая аттестация учащихся 10 класса в 20222023 году планировалось в форме государственного выпускного экзамена (далее - ГВЭ)
по обязательным предметам.
Вопросы подготовки учащихся к ГИА находились на постоянном контро ле
15

администрации школы, рассматривались на заседаниях педагогического совета,
совещаниях педагогов. Подготовка обучающихся к сдаче ГИА проводилась на уроках,
на индивидуальных занятиях и консультациях во внеурочное время.
Были обеспечены необходимые информационные условия подготовки к ГИА:
проводились классные и общешкольные родительские собрания, разъяснительная
работа с обучающимися, тренировочные занятия по заполнению бланков ГИА, пробные
экзамены по русскому языку и математике в 10 классе, контрольные работы по
заданиям в формате ГВЭ. В вестибюле школы и в предметных кабинетах были
оформлены и постоянно обновлялись стенды «Готовимся к ГВЭ».
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации, Федеральной
службы по надзору в сфере образования и науки от 13.02.2023 № 86/194
"Об

особенностях

проведения

государственной

итоговой

аттестации

по

образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2023
году", согласно которым ГИА-9 и ГИА-11 проводятся в форме промежуточной
аттестации, результаты которой признаются соответственно результатами ГИА по
образовательным программам основного общего образования, результатами ГИА по
образовательным программам среднего общего образования и являются основанием
для выдачи аттестатов.
В 2022-2023 учебном году образовательное учреждение выпустило и выдало
аттестат об основном общем образовании 5-м обучающимся 10 класса.
3.6. Результаты участия в муниципальном, региональном, всероссийском этапах
олимпиады школьников и конкурсах различного уровня
В 2022-2023 учебном году были получены призовые места по результатам
участия обучающихся в различных мероприятиях
Название
мероприятия

Призеры

16

III
межрегиональная
олимпиада по
русскому языку

Диплом III
степени

III
межрегиональная
олимпиада по
русскому языку

диплом II
степени

17

Межрегиональны
й конкурс чтецов
«Памяти
пылающих лет»

Грамота (1
место)

Межрегиональны
й конкурс чтецов
«Памяти
пылающих лет»

Грамота
(2 место)

18

Всероссийский
физкультурноспортивный
комплекс «Готов
к труду и
обороне» (ГТО)

Удостоверения
(золотой знак
отличия – 1;
серебряный -3
бронзовый – 3)

19

XI

областного Диплом лауреата

фестиваля
для

моды

детей

с

ограниченными
возможностями
здоровья
«Весенние
встречи»

Региональном
чемпионате
профессиональног
о мастерства
«Абилимпикс»

I место – 2
II место – 2

национальном
20

чемпионате
профессиональног
о мастерства
«Абилимпикс»
Предметные и тематические недели
С целью повышения мотивации обучающихся к изучению предметов, раскрытия
их творческого потенциала проведено следующие мероприятия
План проведения недели русского языка
Мероприятие

Класс

Общешкольный день грамотности «День Наума-грамотника»

6 – 10

Школьная олимпиада по русскому языку

6 – 10

Поэтический салон А. С. Пушкин

6 – 10

Областная олимпиада по литературе по творчеству А. С.
Пушкина

6 – 10

План проведения недели математики
Мероприятие

Класс

Подготовка и проведение математического
квеста «Тропою шести испытаний»
Школьные олимпиады по предметам

5 - 10
5 - 10

План проведения недели индивидуальной работы по ФП и РСВ
Мероприятие

Класс

Конкурс чтецов «Души прекрасные порывы…»
Речевой праздник

2 - 10
1 - 10

План проведения месячника «Моя семья и семейные традиции»
Мероприятие

Класс

Открытые тематические внеклассные занятия

1 – 10

Конкурс рисунков «Я и моя семья»

1 – 10

Создание мини- проектов «Моя семья» с привлечением родителей

1 – 10

Отчетные мероприятия

1 – 10

21

4. Условия, определяющие качество образования
4.1. Кадровый потенциал
Одним из важнейших факторов, определяющих качество образования в
образовательном учреждении, является его кадровый потенциал.
Всего в 2022-2023 учебном году в учреждении работали – 97 сотрудников, из них:
56 педагогов.
Характеристика

кадрового

состава

по

педагогическому

стажу,

уровню

образования и уровню квалификации определена только по основным педагогическим
работникам (учителя – совместители не учтены) и представлена в виде диаграмм:
Образование:
 высшее образование - 44 человека (79%);
 средне - специальное образование - 12 человек (21%).

21%
79%

высшее образование

среднее специальное образование

Квалификационная категория:
 высшая квалификационная категория - 13 человек (23%);
 первая квалификационная категория - 31 человек (55%),
 не проходили аттестацию - 12 человека (22%).

22

23%

22,00%

высшая
первая
55%

не проходили
аттестацию

Педагогический стаж:
 до 3 лет – 9 человек (16%);
 от 3 до 5 лет –0 человек (0%)
 от 5 до 10 лет – 10 человек (17,8%)
 от 10 до 15 лет – 3 человека (5,3%)
 от 15 до 20 лет – 2 человека (3,5%)
 от 20 и более - 32 человека (57,4%).

0%

16,0%
17,80%

57,40%
11.1%

5,30%

23

до 3 лет
от 3 до 5 лет
от 5 до 10 лет
от 10 до 15 лет
от 15 до 20 лет
от 20 и более

4.2. Методическая работа
Методическая работа в 2022-2023 году была направлена на:
 внедрение новых моделей и механизмов управления, обеспечивающих эффективность

развития образовательного учреждения;
 обеспечение профессиональной готовности педагогических работников к реализации

ФГОС, ФГОС ОВЗ через создание системы непрерывного профессионального развития
каждого педагога;
 совершенствование системы внутренней системы контроля за качеством образования и

педагогического мониторинга;
 обеспечение

каждого педагога необходимыми информационными и научно –

методическими ресурсами, создание мотивационных условий, благоприятных для
профессионального развития и решения задач внедрения ФГОС, ФГОС ОВЗ;
 продолжение работы по приведению материально

– технического обеспечения

образовательного процесса в соответствии с современными требованиями.
В 2022-2023 году педагогический коллектив ГБОУ СО «Нижнетагильская школа –
интернат» продолжил работу над:
 обеспечением

непрерывного

развития

личности

школьника

в

комфортной

психологической атмосфере, основанной на доверии, уважении и взаимопонимании
 созданием условий для формирования человека – гражданина, присвоившего культуру

общества и умеющего ориентироваться в современных социальных условиях,
здорового, физически развитого.
Использование различных форм методической работы с педагогическим
коллективом позволило каждому педагогу определить собственную траекторию развития
по совершенствованию педагогического мастерства:
Индивидуальные формы работы с педагогами
Повышение квалификации
Цель: совершенствование, обогащение профессиональных знаний, изучение
достижений современной науки, актуального и новаторского опыта.
Курсы повышения квалификации в 2023 году педагоги проходили в различных
образовательных учреждениях высшего профессионального образования:

24

Таблица. Курсы повышения квалификации
№
п/п
1.

ФИО
Абакумова Ольга
Юрьевна

2.

Андреева Наталья
Сергеевна

3.

Архипова Полина
Викторовна

4.

Власова Юлия
Анатольевна

5.

Гражданова Людмила
Аркадьевна

6.

Дербышева Ирина
Валерьевна

7.

Джамилова Валерия
Андреевна

Наименование образовательного учреждения, место
его нахождения, образовательная программа
ФГБНУ "ИКП", г. Москва, ""Включение в единое
образовательное пространство обучающихся с ОВЗ, с
инвалидностью" (36 часов)
ГКУ ДПО СО "УМЦ по ГО и ЧС СО", г. Екатеринбург,
"Подготовка руководителей и работников гражданской
обороны и органов управления Свердловской области
подсистемы
единой
государственной
системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"
(16 часов)
ООО "Высшая школа делового администрирования", г.
Екатеринбург,
"Профилактика
детского
дорожнотранспортного травматизма и ее роль в формировании
безопасного
образовательного
пространства
образовательных организациях" (24 часа)
Автономная
некоммерческая
организация
дополнительного
профессионального
образования
"Открытое образование", г. Москва, "Содержание и
технологии работы педагога по организации участия
детей в безопасном дорожном движении и вовлечению их
в деятельность отрядов юных инспекторов движения" (72
часа)
ГКУ ДПО СО "УМЦ по ГО и ЧС СО", г. Екатеринбург,
"Подготовка руководителей и работников гражданской
обороны и органов управления Свердловской области
подсистемы
единой
государственной
системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"
(16 часов)
ФГБНУ "Институт коррекционной педагогики", г.
Москва, "Включение в единое образовательное
пространство обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью" (36
часов)
ФГБНУ "ИКП", г. Москва, ""Включение в единое
образовательное пространство обучающихся с ОВЗ, с
инвалидностью" (36 часов)
ООО "Инфоурок", г. Смоленск, "Сурдопедагогика:
организация обучения, воспитания, коррекция нарушений
развития
и
социальной
адаптации
глухих,
слабослышащих, позднооглохших обучающихся в
условиях реализации программы ФГОС" (180 часов)
ГАПОУ СО "Нижнетагильский педагогический колледж
№ 1", г. Н. Тагил, "Обновлённые ФГОС НОО 2021:
порядок организации и осуществления образовательной
деятельности" (36 часов)
ГАПОУ СО "Нижнетагильский педагогический колледж
№ 1", г. Н. Тагил, "Актуальные вопросы обучения детей с
ОВЗ в контексте реализации ФГОС ОВЗ" (72 часа)
25

8.

Домчук Виктория
Михайловна

9.

Киреева Кристина
Андреевна

10.

Красноперова Елена
Анатольевна

11.

Махрова Ирина
Владиславовна

12.

Никулина Галина
Анатольевна

13.

Панченко Галина
Владимировна

14.

Попова Ольга
Александровна

15.

Рамазанова Елена
Владимировна

Центр онлайн - обучения Всероссийского форума
"Педагоги России: инновации в образовании", г.
Екатеринбург, "Инклюзивное образование: организация
учебно - воспитательного процесса для детей с ОВЗ" (36
часов), удостоверение о повышении квалификации
ООО
"Инфоурок",
г.
Смоленск,
"Современные
нейропсихологические технологии в обучении детей, в
том числе с трудностями в обучении" (108 часов)
Центр онлайн - обучения Всероссийского форума
"Педагоги России: инновации в образовании", г.
Екатеринбург, "Инклюзивное образование: организация
учебно - воспитательного процесса для детей с ОВЗ" (36
часов)
Автономная
некоммерческая
организация
дополнительного
профессионального
образования
"Открытое образование", г. Москва, "Содержание и
технологии работы педагога по организации участия
детей в безопасном дорожном движении и вовлечению их
в деятельность отрядов юных инспекторов движения" (72
часа)
ООО "Инфоурок", г. Смоленск, "Сурдопедагогика:
организация обучения, воспитания, коррекция нарушений
развития
и
социальной
адаптации
глухих,
слабослышащих, позднооглохших обучающихся в
условиях реализации программы ФГОС" (180 часов)
ООО "Инфоурок", г. Смоленск, "Деятельность классного
руководителя по реализации программы воспитания в
образовательной организации" (180 часов)
ФГБНУ "Институт коррекционной педагогики", г.
Москва, "Включение в единое образовательное
пространство обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью" (36
часов)
ООО "Образовательный центр "ИТ-перемена", г. Курган,
"Особенности организации работы учителя начальных
классов по обучению и воспитанию обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья" (72 часа)
ООО "Центр Развития Педагогики", г. Санкт - Петербург,
"Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи:
организация учебной деятельности по АООП в
соответствии с ФГОС" (108 часов)
ООО
"Инфоурок",
г.
Смоленск,
"Федеральная
адаптированная
образовательная
программа
для
обучающихся с ОВЗ начального общего и основного
общего уровня образования", (180 часов)
Автономная
некоммерческая
организация
дополнительного
профессионального
образования
"Открытое образование", г. Москва, "Содержание и
технологии работы педагога по организации участия
детей в безопасном дорожном движении и вовлечению их
в деятельность отрядов юных инспекторов движения" (72
26

16.

17.

18.

19.

20.

21.

часа)
Севостьянова Наталья
ФГБНУ "ИКП", г. Москва, "Включение в единое
Васильевна
образовательное пространство обучающихся с ОВЗ, с
инвалидностью" (36 часов)
Автономная
некоммерческая
организация
дополнительного
профессионального
образования
"Открытое образование", г. Москва, "Содержание и
технологии работы педагога по организации участия
детей в безопасном дорожном движении и вовлечению их
в деятельность отрядов юных инспекторов движения" (72
часа)
Танасевич Оксана
ФГБНУ "ИКП", г. Москва, ""Включение в единое
Николаевна
образовательное пространство обучающихся с ОВЗ, с
инвалидностью" (36 часов)
Автономная
некоммерческая
организация
дополнительного
профессионального
образования
"Открытое образование", г. Москва, "Содержание и
технологии работы педагога по организации участия
детей в безопасном дорожном движении и вовлечению их
в деятельность отрядов юных инспекторов движения" (72
часа)
Толченова Ксения
ФГБОУ ВО "Уральский государственный педагогический
Николаевна
университет",
г.
Екатеринбург,
"Психологопедагогические технологии работы с детьми с
нарушением интеллекта" (22 часа)
Хренова Нина Николаевна ФГБНУ "Институт коррекционной педагогики", г.
Москва, "Включение в единое образовательное
пространство обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью" (36
часов)
Черноусова Светлана
Центр онлайн - обучения Всероссийского форума
Евгеньевна
"Педагоги России: инновации в образовании", г.
Екатеринбург, "Инклюзивное образование: организация
учебно - воспитательного процесса для детей с ОВЗ" (36
часов), удостоверение о повышении квалификации
Черноусова Светлана
ООО
"Инфоурок",
г.
Смоленск,
"Организация
Евгеньевна
деятельности олигофренопедагога" (72 часа)
Автономная
некоммерческая
организация
дополнительного
профессионального
образования
"Открытое образование", г. Москва, "Содержание и
технологии работы педагога по организации участия
детей в безопасном дорожном движении и вовлечению их
в деятельность отрядов юных инспекторов движения" (72
часа)
Профессиональная переподготовка
Таблица. Профессиональная переподготовка

№
п/п

ФИО

Программа, подтверждающий документ
27

1.

Попова Ольга
Александровна

2.

Толченова
Ксения
Николаевна

ООО "Столичный центр образовательных технологий", г. Москва,
по программе "Логопедия: теория и методика преподавания в
образовательной организации", диплом о профессиональной
переподготовке ПП № СЦ 0007316
ФГБОУ ВО "Уральский государственный педагогический
университет", г. Екатеринбург, по программе: "Психологические
техники консультирования етей и взрослых"; диплом
663200002004

Выводы:
 Информация о прохождении курсовой подготовки оформлена в виде базы данных,

постоянно корректируется. Имеются годовой и перспективный планы повышения
квалификации.
 Эффективность курсовой подготовки прослеживается в практической деятельности

учителей: при проведении открытых уроков, участии в методических мероприятиях,
публикациях.
 За отчетный период повысили свою квалификацию 21 педагогический работник

школы, что составляет 37,5% (совместители не учитывались).
 За отчетный период прошли профессиональную переподготовку 2 человека, что

составляет 3,5% (совместители не учитывались).
Таким образом, в ГБОУ СО «Нижнетагильская школа – интернат» действует
система повышения квалификации, которая позволяет совершенствовать педагогическое
мастерство учителей.
Задачи:

постоянно

мотивировать

учителей

на

непрерывное

повышение

педагогического мастерства.
Аттестация имеет два ключевых назначения:
1. Оценка уровня квалификации педагога для установления соответствия требованиям к
занимаемой должности и
категориям

(первой

или

требованиям, предъявляемым к квалификационным
высшей)

на основе

анализа

их профессиональной

деятельности.
2. Стимулирование целенаправленного повышения уровня квалификации педагогических
работников, повышение эффективности и качества педагогического труда.
В соответствии с перспективным планом аттестации в 2023 году были
аттестованы на первую квалификационную категорию – 4 педагогических работника, на
высшую квалификационную категорию – 6.
28

В ходе аттестации данные педагоги приняли участие в работе творческой группы и
педагогических советах, провели открытые уроки и внеклассные мероприятия.
Выводы: по уровню квалификации на декабрь 2023 года педагогический коллектив
(без учета действующих категорий администрации) имеет следующий состав:
 высшая квалификационная категория - 13 человек (23%);
 первая квалификационная категория - 31 человек (55%),
 не проходили аттестацию - 12 человека (22%).
Задачи:
1. Стимулировать педагогических работников к повышению результативности работы
и сохранению достигнутых показателей уровня квалификации;
2. Обеспечить

организационное

и

информационное

сопровождение

процедуры

аттестации в новом учебном году.
4.3. Воспитательная работа
В 2022-2023 учебном году основной целью воспитательной работы являлось
создание условий для личностного развития обучающихся в соответствии с целевыми
приоритетами, соответствующими уровням начального и основного образования. Главная
цель педагогического коллектива – обеспечить непрерывное развитие личности
школьника в комфортной психологической атмосфере, основанной на доверии, уважении
и взаимопонимании.
Для реализации поставленных целей были сформулированы следующие задачи
воспитательной деятельности:
 формирование

у

детей

гражданско-патриотического

сознания,

духовно

-

нравственных ценностей гражданина России;
 совершенствование оздоровительной работы с учащимися и привитие навыков
здорового образа жизни;
 развитие коммуникативных навыков и формирование методов бесконфликтного
общения;
 укрепление и создание традиций школы, которые способны объединить всех членов
школьного коллектива;
 поддержка
активизация

творческой

активности

ученического

учащихся

самоуправления,

общешкольного коллектива;
29

во

всех сферах деятельности,

создание

условий

для

развития

 совершенствование

педагогического

мастерства

воспитателя,

способного

компетентно заниматься осуществлением воспитательной деятельности и решать
вопросы взросления школьников;
 совершенствование системы семейного воспитания, повышение ответственности
родителей за воспитание и обучение детей, правовая защита личности ребенка.
В 2022–2023 учебном году в школе – интернате было укомплектовано 14 групп
продленного дня (72 человека) и 4 группы с проживанием (23 человека: 18 мальчиков; 5
девочек).
Анализ и изучение работы педагогов с коллективом обучающихся показал, что
деятельность

большинства

классных

коллективов

направлена

на

реализацию

общешкольных и социально значимых задач. Все члены педагогического коллектива
осознают необходимость воспитательной функции, как в образовательном процессе, так и
во внеурочной деятельности.
Педагоги ставили перед собой и решали следующие воспитательные задачи:
 работа над сплочением детского коллектива;
 воспитание уважения к себе и окружающим;
 знание культуры поведения, культуры общения;
 профилактика, формирование здорового образа жизни и навыков противостояния
вредным привычкам;
 тесная связь с семьей, вовлечение родителей в общественную жизнь класса и
школы.
В 2021 году в ГБОУ СО «Нижнетагильская школа-интернат» разработана и
принята Рабочая программа воспитания (с корректировкой в 2022 году) на 2021 – 2025
годы.
Рабочая программа воспитания предназначена для планирования и организации
системной воспитательной деятельности; реализуется в единстве урочной и внеурочной
деятельности, предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным
духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам
поведения,

принятым

конституционных норм

в

российском
и

ценностей,

обществе

на основе

историческое

российских

просвещение,

базовых

формирование

российской культурной и гражданской идентичности обучающихся.
Программа воспитания определяет цель и задачи воспитания обучающихся,
направления воспитания, целевые ориентиры результатов воспитания.
30

Для реализации целей и задач Рабочей программы воспитания определены
приоритетные направления (модули), через которые и осуществляется воспитательная
работа:
1. «Школьный урок»
2. «Курсы внеурочной деятельности»
3. «Основные школьные дела»
4. «Классное руководство»
5. «Внешкольные мероприятия»
6. «Организация предметно-пространственной среды»
7. «Взаимодействие с родителями»
8. «Самоуправление»
9. «Профилактика и безопасность»
10. «Социальное партнерство»
11. «Профориентация»
Для реализации Рабочей программы воспитания разработан план воспитательной
работы на 2022-2023 учебный год. План определяет конкретные мероприятия по
направлениям (модулям) деятельности на текущий год.
По плану воспитательной работы в 2022-2023 учебном году проведены различные
мероприятия: день знаний и другие календарные праздники, предметные недели,
месячники

безопасности,

день

правовой

помощи,

праздник

«Посвящение

в

первоклассники», линейки «За честь школы», день матери, дни здоровья, ежегодная акция
оказания помощи приюту для бездомных животных.
В

течение

учебного

года

обучающиеся

вместе

с

педагогами

посетили

драматический театр, театр кукол, КВДЦ «Красногвардеец», ледовый дворец спорта,
цирк. Обучающиеся побывали на экскурсиях в музеях Нижнего Тагила, Екатеринбурга, п.
Висим.
Обучающиеся 1-10 классов принимали активное участие в конкурсах городского,
областного, межрегионального и всероссийского уровня.
В 2022-2023 учебном году обучающиеся занимали призовые места в конкурсах,
олимпиадах, соревнованиях, викторинах:


72 городская выставка творчества детей и учащейся молодежи;



фестиваль «Горизонты Екатеринбурга»;



чемпионат

профессионального

мастерства

«Абилимпикс»,

Екатеринбург) и национальный (г. Москва) этапы;


областной конкурс чтецов «Души прекрасные порывы»;
31

региональный

(г.



всероссийский фестиваль «Уникальные люди», конкурс жестовой песни «От сердца к
сердцу» (г. Иваново);



областная спартакиада для детей с ОВЗ «Стремись к вершине!»;



первенство области по настольному теннису (спорт глухих);



областной фестиваль мод «Весенние встречи» и др.
Ежегодно проводится работа по правовому просвещению обучающихся. Для

этого социальным педагогом были проведены беседы на тему «Права и обязанности
обучающихся»,

«Административная

противоправные

действия»,

о

вреде

ответственность
табакокурения,

сильнодействующих психотропных средств. Воспитатели

несовершеннолетних
алкоголя,

наркотиков

за
и

и классные руководители

провели ряд внеклассных занятий, тематика: «Права и обязанности школьника», «Правила
поведения на уроке и перемене», «Правила проживания в интернате» и др.
В течение года проводились общешкольные линейки «За честь школы», на
которых чествовали лучших спортсменов, победителей олимпиад, конкурсов, выставок и
фестивалей. Это позволяет стимулировать ребят для дальнейшего роста в учебе, спорте и
творчестве.
В рамках трудового воспитания во внеурочное время проводились:
 организация и проведение трудовых десантов по уборке пришкольной территории
(осень - весна);
 уборка снега зимой;
 организация и проведение генеральной уборки классов, спальных комнат;
 работа по благоустройству территории школы;
 участие в ремонте школы.
В течение всего учебного года были сохранены главные традиции школы,
которые наполнили воспитательную работу интересной, содержательной деятельностью.
Это: концерты ко дню учителя и к 8 марта, новогодняя сказка, «Широка масленица»,
зарница, последний звонок. В организации досуговой деятельности принимали активное
участие старшеклассники, входящие в состав детской организации «Школьная страна»
под руководством педагога-организатора.
Работа по социально-педагогическому сопровождению обучающихся включала
следующие направления:
 учет посещаемости и успеваемости;

32

 предупреждение

и

профилактика

противоправного

поведения,

пропаганда

здорового образа жизни;
 защита и охрана прав несовершеннолетних;
 предупреждение детского травматизма;
 совместная работа школы, семьи и общественности.
В соответствии с «Положением о совете по профилактике правонарушений и
безнадзорности среди обучающихся ГБОУ СО «Нижнетагильская школа-интернат»,
согласно плану, в течение года проводились заседания школьного Совета по
профилактике. Работа совета по профилактике была направлена на предупреждение
совершения противоправных действий обучающимися, воспитанниками и неисполнения
их родителями (законными представителями) обязанностей по воспитанию, обучению,
содержанию и защите прав детей.
В течение года было проведено 8 заседаний СПП, на которые было приглашено
13 обучающихся и 13 родителей, рассмотрен ряд общих вопросов. В различные субъекты
системы профилактики города и других населенных пунктов было направлено 14
информаций.
Результатом

проводимой

профилактической

работы

среди

обучающихся

являются следующие показатели:
 привлеченных к уголовной и административной ответственности обучающихся – 0;
 состоит на учёте в ОДН ОП МВД несовершеннолетних – 0;
 самовольные уходы из дома и интерната – 0;
 состоит на внутришкольном учете обучающихся – 3 чел.;
 состоит на внутришкольном учете семей, находящихся в социально – опасном
положении – 3;
 состоит на профилактическом учете в ОДН ОП МВД семей – 1;
 привлечено к административной ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ родителей – 3;
 злостно уклоняющихся от учебы обучающихся – 3;
 фактов жестокого обращения с детьми не выявлено;
 случаев детского травматизма – 1 (ДТП по дороге в школу).
Развитие ученического самоуправления
Школьное самоуправление в школе-интернате планомерно развивается на
школьном уровне. Ребята принимают активное участие в организации и проведении всех

33

общешкольных мероприятий. В школе работает школьный орган ученического
самоуправления «Школьная страна».
В течение года членами правительства «Школьной страны» проведены рейды по
выявлению нарушителей дисциплины на переменах, рейд «В школу без опозданий»,
операцию «Школьная форма», акция «Дневник ученика».
Совместно с педагогом-организатором ребята принимали активное участие в
организации и проведении школьных праздников, соревнований, акций, тематических
линеек и трудовых десантов.
Становление детского самоуправления – процесс сложный, но в настоящее время
важный и необходимый. В каждом классе учащиеся должны иметь возможности для
выражения своего мнения по ряду вопросов, совместно планировать свою деятельность.
Ученический комитет может решать вопросы не только досуговой деятельности, но и
сохранности школьного имущества, благоустройства пришкольной территории. Это
позволяет школьному коллективу существовать как единое целое.
Согласно данным мониторинга уровня воспитанности обучающихся данные по
сравнению с предыдущим учебным годом в среднем выросли на 7,5% среди обучающихся
с нарушенным слухом и на 6,5% среди обучающихся с тяжелыми и множественными
нарушениями развития. Это позволяет сделать вывод, что уровень воспитанности остается
на достаточном уровне.
Дополнительное образование
В системе единого воспитательно-образовательного пространства школы интерната работа по дополнительному образованию в 2022-2023 учебном году была
направлена на выполнение задач по дальнейшему обеспечению доступных форм
занятости учащихся во внеурочное время с учетом их индивидуальных особенностей.
На базе школы в рамках реализации образовательной программы педагоги вели
следующие курсы внеурочной деятельности:
 «Разговоры о важном» (1 – 10 классы);
 «Краеведение» (2а, 3а, 4а);
 «Быть гражданином» (5аО, 6а);
 «Основы финансовой грамотности» (5аО, 6а);
 «Занимательная математика» (1а, 2а, 3а, 5аН);
 «Филармония» (2б, 3а, 4б, 5аН);
 «Веселая палитра» (1а, 1б, 4а, 4б);
34

 «Азбука здоровья» (1в, 1г, 5б, 5в, 5г, 6б, 7б);
 «Волшебство красок» (1в, 1г, 5б, 5в, 5г, 6б, 7б);
 «Бумажный калейдоскоп» (1в, 1г, 5б, 5в, 5г, 6б, 7б);
 «Светофорик» (1в, 1г, 5б, 5в, 5г, 6б, 7б).
В рамках сетевого взаимодействия обучающиеся посещали кружки различной
направленности в муниципальных учреждениях дополнительного образования:
 МБУ ДО ГорСЮТ: «Начальное техническое моделирование», «Авиатор», «Мир
творчества»;
 МБУ ДО ДДТ Ленинского района СП «Художественно-эстетическая школа»:
«Изостудия», «Швейное дело», «Художественная обработка дерева».
К календарным праздникам постоянно оформлялись тематические выставки
детского творчества.
В воспитательной работе с обучающимися задействован потенциал школьной
библиотеки: в 2022 – 2023 учебном году в библиотеке проведено 192 тематических
занятия по 26 темам, оформлены книжные выставки к праздничным и юбилейным датам.
В 2022-2023 учебном году было заказано 120 новых учебников.
Работа с родителями – это важная часть профессиональной деятельности
педагога. Со стороны школы – интерната родителям учащихся постоянно оказывается
социально – педагогическая помощь. Это, прежде всего, педагогические консультации,
родительские собрания, индивидуальные беседы об особенностях возраста и методах
подхода к воспитанию ребенка, по профилактике суицида, употребления ПАВ,
безнадзорности и правонарушений, сохранению и укреплению здоровья, специфике
обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, работает
семейный клуб, где освещаются и вышеназванные вопросы.
Вывод: исходя из анализа воспитательной работы, необходимо отметить, что в
целом проведенную воспитательную работу в 2022-2023 учебном году можно признать
удовлетворительной.
4.4. Материально – техническая база
Воспитанники школы-интерната находятся в школе круглосуточно, поэтому
сохранение, укрепление их физического и психического здоровья является одной из
основных задач учебно-воспитательного процесса.
Сбалансированное горячее питание, медицинское обслуживание, включающее
35

своевременную диспансеризацию, спортивные занятия, в том числе внеурочные,
реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа
жизни – все это влияет на улучшение их здоровья. Осуществляется переход от
обязательных для всех мероприятий к индивидуальным программам развития здоровья
каждого ребенка.
Реализуется программа по воспитанию основ безопасности и здорового образа
жизни «Шаг за шагом к здоровью».
Реализуется программа формирования здорового и безопасного образа жизни у
обучающихся на ступени начального общего и основного общего образования.
Реализуется программа духовно – нравственного развития и воспитания
обучающихся на ступени начального общего и основного общего образования, раздел
«Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Профилактическая работа».
Все

это

говорит

об

эффективной,

систематической,

целенаправленной,

всесторонней работе школы по укреплению здоровья учащихся.
Укрепление материально – технической базы школы, приведение в соответствие с
требованиями действующего законодательства. За 2020 год проведены следующие
работы:
I квартал
 Произведен ремонт сенсорной комнаты
 Приобретены и установлены кровати и прикроватные тумбочки
II квартал
 Произведен косметический ремонт помещений в спальном корпусе
 Проведена санитарно-гигиеническая обработка помещений учебного и спального
корпуса.
III квартал
 Произведен косметический ремонт 1 этажа в спальном корпусе
 Произведена замена освещения в двух кабинетах в спальном корпусе
 Произведен ремонт изолятора и медицинских кабинетов в спальном корпусе
 Установлена входная группа на втором этаже в здании учебного корпуса
IV квартал
 Установлено дополнительное видеонаблюдение в здании учебного и спального
корпусов.
36

Для развития условий создания доступной среды образования детей – инвалидов
приобретены: кнопки вызова, устройства для автоматического открывания дверей,
информационные знаки, мобильная система перемещения инвалида, индукционная
система, скамья для инвалидов, противоскользящие, контрастные и фотолюминесцентные
ленты.
В рамках первого проекта в России «РИТМ» осуществляется сотрудничество со
Свердловской ордена Трудового Красного Знамени государственной академической
филармонией, организована деятельность Виртуального концертного зала установлено
специализированное оборудование – персональные усилители звука и ретрансляторы для
слуховых

устройств,

позволяющие обеспечить

детям

максимально

достоверную

«звуковую картину».
Школа располагает: спортивным залом, спортивной площадкой, актовым залом,
столовой на 70 посадочных мест, имеется компьютерный класс на 7 мест, 8 классов
оборудованы звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования, 9 кабинетов
оборудованы

звукоусиливающей

аппаратурой

индивидуального

пользования.

Компьютерами и оргтехникой оснащены рабочие места: директора, зам. директора по УР,
зам. директора по ВР, социального педагога, учителей начальных классов, педагога –
психолога, секретаря, учителя – дефектолога, специалиста по кадрам, зав. библиотекой,
специалистов ПМПК.
Средства обеспечения образовательного процесса
Наименование
Единицы измерения
Наличие компьютерной базы
Количество персональных ЭВМ

41

(показывается количество всех имеющихся
ПК), учитывая ноутбуки
из них:
 приобретённых за последние три года

7

(ед.)
 используются в учебных целях

16

(показывается количество ПК из всех
имеющихся, которые используются в
учебных целях)
37

Наличие кабинетов основ информатики и

1

ИКТ (при отсутствии таких кабинетов
поставить

«0»),

учитывая

мобильный

кабинет (ед.)
в них рабочих мест с ЭВМ (мест), кроме

6

рабочего места учителя
Наличие

библиотечно-информационного

1

 рабочих мест с ЭВМ (мест), кроме

-

центра (ед.)
рабочего места библиотекаря
Количество интерактивных досок

2

Количество мультимедийных проекторов

4

Подключено

да

ли

учреждение

к

сети

Интернет (да, нет)
тип подключения:

модем, выделенная

выделенная линия

линия, спутниковое
Количество

персональных

ЭВМ,

19

Количество персональных ЭВМ в составе

19

подключённых к сети Интернет (ед.)
локальных сетей (ед.)
Наличие в учреждении электронной почты

да

(да, нет)
Имеет ли учреждение собственный сайт в

да

сети Интернет (да, нет)
Дополнительное оборудование:
Наличие аудио и видеотехники (указать DVD LG – 5шт.
наименование, количество)

DVD-прист. ВВК-DL 375” – 1шт.
Видеодвойка SONY – 1шт.
Видеокамера Panasonic GS47 – 1шт.
Видеокамера SONY 460 – 1шт.
Видеокамера Canon HV20 (со штативом) –
1шт.
Видеомагнитофон PANASONIC 20 – 2шт.
38

Видеоплейер – 3 шт.
Д/т ВВК-1020 – 2шт.
Д/т Panasonic 880 – 1шт.
Домашний кинотеатр – 1шт.
М/б Rolsen21SR – 9шт.
М/ц SAMSUNG-740 – 5шт.
М/ц Техникс – 790 – 1шт.
Магнитола «Шарп» - 1шт.
Магнитофон LG 445 – 7шт.
Мультимедиа-проектор Epson EB-Х14G –
3шт.
Проектор BENQ PB 6110 – 1шт.
ТV SAMSUNG21M21 – 3шт.
Телевизор LG – 6 шт.
Телевизор SAMSUNG – 1шт.
Телевизор «Карат» - 1шт.
Магнитола «Филипс» - 1шт.
Магнитофон – 3шт.
Множительная и копировальная техника Принтер Canon LaserBase MF3228 – 1шт.
(указать наименование, количество)

Принтер HP Laser Jet – 1шт.
Принтер Epson STYLUS Photo – 1шт.
Принтер МФУ Canon PIXMA струйный
МР450 – 1шт.
Принтер Canon – 1шт.
Принтер лазерный Samsung 2015 – 4шт.
Принтер HP Laser – 2шт.
Принтер цветной струйный Epson Stylus
Photo 1410 – 1шт.
Принтер лазерный, сетевой А4 – 1шт.
Принтер МФУ Canon i-SENSYS MF3010 –
1шт.
СканерСканер

А4

со

слайд-адаптером

Epson Perfection V350 Photo – 1шт.
39

Canon (копир с картр.) – 1шт.
Копир Тошиба – 1шт.
Сканер HP Scanjet G4010 – 1шт.
Canon (копир) – 1шт.
МФУ Panasonik KX-MB2020RUB – 1шт.
Звукоусиливающая
коллективного пользования

аппаратура Акустическая система Microlab Solo 4 –
1шт.
Аппарат для коррекции речи «Монолог» 12шт.
Аппарат звукоусиливающий АВКТ-Д-01
«Глобус» - 13шт.
Аудиометр «Селектор 20» - 1шт.
Аппарат «Звукореактотест» - 1шт.
Аудиометр АА-02 (поликлинический) –
1шт.
Аудиометр Ма-52 (Maico) – 1шт.
Групповой слухоречевой радиотренажер
«Мелфон СРТ» - 1шт.
Звукоусиливающая аппаратура «Эхо» 4шт.
Прибор д/индив. «Мелита» - 1шт.
Речевой аудиокласс «Унитон АК-6» - 4шт.
Слухоречевой тренажер «Электроника» - 2
шт.
Тренажер речевой «Интон-М» - 9 шт.
Усилитель Pioneer – 4шт.
Эквалайзер – 5 шт.
Аппарат «Звукореактотест» - 1шт.

5. Аналитическая информация о работе территориальной психологомедико-педагогической комиссии
1. Информационно-методическая деятельность ПМПК
40

Информационно-методическая деятельность ТПМПК ГБОУ СО «Нижнетагильская
школа-интернат» в 2022-2023 учебном году осуществлялась через:
1.

Взаимодействие

с

муниципальными

управлениями

образования

и

подведомственными им образовательными организациями, с которыми заключены
соглашения и договоры.
С целью соблюдения прав детей на образование, при

направлении на ТПМПК,

проводятся встречи с руководителями ОУ, ДОУ, консультации по вопросам оформления
документов для комплексного обследования в ТПМПК, по проблемам обучения и
воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Ведется обмен отчетноаналитической информацией статистического характера.
2.

Взаимодействие

с

медицинскими

учреждениями,

органами

опеки

и

попечительства, правоохранительными органами, МСЭ с целью создания целостной
системы оказания помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями
здоровья.
3. Организацию предварительной проверки документов детей, направленных на
ПМПК.
В связи с этим ведется работа разъяснительного характера через консультации и сайт
ПМПК. Своевременно информируются ОО об изменениях в нормативно-правовой базе.
4. Организацию выездных обследований детей школьного возраста по запросу
МБОУ СОШ № 14 г. Верхняя Тура.
5. Информирование родителей (законных представителей), руководителей и
педагогов образовательных учреждений, служб психолого-педагогического и медикосоциального сопровождения об основных направлениях деятельности, месте нахождения,
порядке и графике работы ПМПК.
6. Организацию стендового информирования (разработка буклетов, брошюр,
стендов) с целью повышения уровня компетентности участников образовательной
деятельности по вопросам воспитания, развития и обучения детей с ОВЗ:
 «Как помочь ребенку учиться»;
 «Как подготовить учащихся 4 класса к выполнению ВПР»;
 «Развитие познавательной сферы у детей с ЗПР»;
 «Книга – это удовольствие. 13 советов, как приучить ребенка к чтению»;
 «Как помочь ребенку стать успешным»;
 «Правильная речь – залог успеха первоклассника»;
 «Дизорфография»;
41



«Возрастные особенности развития: младенческий возраст, ранний возраст,
дошкольный возраст, младший школьный возраст»;

 «Особенности нарушений речи у детей с ЗПР»;
 «Учите детей отгадывать загадки»;
 «Как подготовиться к диктанту (советы логопеда родителям)»;
 «Трудности и ошибки при выборе профессии у старшеклассников»;
 «Подростковая депрессия»»
 «Застенчивый ребенок. Как ему помочь?»;
 «Дезадаптация ребенка в школе. Как с ней справится?»;
 «Развитие мелкой моторики пальцев рук»;
 «Дистанционное обучение детей с задержкой психического развития»»
 «Развитие учебно-познавательной мотивации у обучающихся младшего школьного
возраста»;
 «Роль семьи в формировании и развитии учебно-познавательной мотивации у
ребёнка»;
 «Организация дистанционного обучения. Советы родителям»;
 «Развивающее лето. Советы родителям».
7.

Консультирование

(очное

и

дистанционное)

родителей

(законных

представителей) по вопросам:
 Различия условий обучения ребенка с ЗПР в общеобразовательном классе и классе
ЗПР.
 Организация работы по формированию навыков чтения с ребенком после КИ в
домашних условиях.
 Психологические

особенности

детей

с

СДВГ.

Особые

образовательные

потребности для обучающихся с ЗПР.
 Формирование навыков чтения в домашних условиях.
 Формирование сенсорных эталонов у глухого ребенка с умственной отсталостью.
 Развитие слухового восприятия. Различение на слух звукоподражаний и
соотнесение с соответствующими игрушками и картинками.
 Развитие внимания у ребенка 7 лет.
 Различение на слух неречевых и речевых звуков. Нахождение источника звука.
 Обучение глобальному чтению ребенка после КИ.
 Когда нужно обращаться к логопеду.
42

 Развитие математических способностей у первоклассника через дидактические
игры.
 Развиваем речь играя.
 Вызывание гласных звуков у глухого ребенка. Занятие-консультация.
 Как помочь ребенку запомнить графическое изображение цифр.
 Развитие пространственных ориентировок у младших школьников.
 Развитие мыслительных процессов посредством игры у ребенка с умственной
отсталостью.
 Влияние коррекционно-развивающих игр на развитие умственных особенностей
детей дошкольного возраста с ЗПР.
 Психолого-педагогическое

сопровождение

обучающегося

с

умственной

отсталостью в условиях инклюзивного обучения.
 Развитие памяти у старших дошкольников.
 Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Игры и упражнения на
развитие мелкой моторики.
 Развитие зрительно-пространственных представлений у дошкольников с ОНР.
 Сущность пересказа и его значение для развития мышления и речи детей.
 Формирование сенсорно-перцептивной сферы у дошкольника с ТНР.
 Развитие

познавательного

интереса,

логического

мышления

у

младших

школьников, обучающихся по АООП ЗПР.
 Методы и приемы для активизации познавательной деятельности подростка с ЗПР.
 Особенности речевого развития ребенка младшего школьного возраста с ЗПР.
Коррекция нарушения устной и письменной речи.
 Психолого-педагогическая помощь ребенку с ТНР в условиях специализированной
группы ДОУ. Подготовка ребенка к успешному обучению в школе.
 Особенности

обучения

ребенка

с

умственной

отсталостью

в

условиях

общеобразовательной организации. Комплексное ПМП сопровождение.
 Особенности речевого развития ребенка дошкольного возраста с НОДА,
осложненное интеллектуальной недостаточностью.
 Как правильно учить ребенка читать. Ошибки, допускаемые родителями при
обучении детей чтению в домашних условиях.
 Влияние общения в семье на формирование речи ребенка.
 Трудности ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями при обучении письму и
чтению.
43

 Формирование мотивации учебной деятельности как основное условие успешного
обучения школьников. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение
обучающегося, испытывающего трудности в усвоении программного материала в
условиях ОО.
 Организация помощи обучающимся, испытывающим временные трудности в
обучении в условиях ППк.
 Специальные образовательные потребности обучающихся с ЗПР. СОУ для
обучающихся с ЗПР. Формирование учебной мотивации - необходимое условие
успешного обучения.
 Особенности развития гиперактивных детей. Организация деятельности ребенка
дома (соблюдение режимных моментов, единство требований в семье).
 Как нарушения речи влияют на обучение. Необходимость занятий с логопедом по
коррекции нарушений устной речи и предупреждению нарушений письменной
речи.
 Причины дизорфографии. Упражнения для развития орфографической зоркости.
Рекомендации по выполнению Д/з по русскому языку.
 Что такое тьюторское сопровождение.
 Личностное и профессиональное самоопределение подростков.
 Экзамен без стресса.
 Развитие памяти у младших школьников. Как учить запоминать зрительную и
слуховую информацию.
 Что такое дезадаптация первоклассника и к чему она может привести.
8. Консультирование педагогов (очное и дистанционное) по вопросам:
 Приемы и методы работы с ребенком после КИ на логопедических занятиях в
общеобразовательной школе.
 Направления коррекционной работы учителя-логопеда с глухим ребенком.
 О необходимости сурдопедагогического сопровождения ребенка после кохлеарной
имплантации.
 Специальные требования к уроку при обучении детей с умственной отсталостью.
 Рекомендации по работе с умственно отсталыми детьми в общеобразовательном
классе.
 Работа ППк по сопровождению обучающихся с ОВЗ, испытывающих значительные
трудности в усвоении программного материала.
 Работа с родителями детей с ОВЗ.
44

 Формирование мотивации учебной деятельности как основное условие успешного
обучения школьников. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение
обучающегося, испытывающего трудности в усвоении программного материала в
условиях ОО.
9. Организацию мониторинга учёта рекомендаций комиссии:
- по созданию необходимых условий для обучения и воспитания детей в
образовательных организациях, качества психолого-педагогического сопровождения;
- по сопровождению обучающихся по АООП с диагностической целью;
- по сопровождению обучающихся, переведенных с АООП ЗПР на ОП.

6. Выводы и заключение
Комиссия по самообследованию созданная приказом директора ГБОУ СО
«Нижнетагильская школа – интернат» от 28 декабря 2023 года № 71 «О дополнении
отчета по самообследованию» утверждена программа самообследования школы и
создана комиссия для проведения самообследования в следующем составе:
Председатель комиссии:
Леонова О.Ю. – директор ГБОУ СО «Нижнетагильская школа – интернат»
Члены комиссии:
Кузьмина С.Н. - заместитель директора по УР;
Гончаренко И.Г. – заместитель директора по ВР;
Татаринов А.Э. – заместитель директора по АХЧ;
Дарянина И.А. – главный бухгалтер;
Дмитриева Г.В. – заведующая библиотекой;
Солонкова Е.Н. – секретарь.
Провела процедуру самообследования в ГБОУ СО «Нижнетагильская школа –
интернат» и изучив деятельность учреждения, рассмотрев представленные документы,
пришла к следующим выводом о соответствии образовательной деятельности
учреждения к государственным требованиям
Показатели

Оценка

Организационно-правовое обеспечение и качество управления

соответствует

45

образовательным учреждением
Методическая работа с педагогическим коллективом
Соответствие

содержания

образования,

соответствует

качества

подготовки

соответствует

Условия реализации адаптированных основных образовательных

соответствуют

обучающихся и выпускников требованиям ФГОС
программ

дошкольного

образования,

начального

общего,

основного общего, среднего общего образования, образовательные
программы

для

обучающихся

(интеллектуальными

с

умственной

нарушениями)

в

отсталостью

общеобразовательном

учреждении
Соблюдение

медико-социальных

условий

пребывания

соответствует

обучающихся в учреждении, воспитательная и физкультурнооздоровительная работа в общеобразовательном учреждении
Состояние

материально-технической

базы

школы,

условия

соответствует

осуществления образовательного процесса в части соответствия:
строительным нормам и правилам, санитарно-гигиеническим
нормам,

оборудования

учебных

помещений,

оснащенности

учебного процесса, охраны жизни и здоровья детей
В

целом,

результаты

самообследования

показали,

что

ГБОУ

СО

«Нижнетагильская школа – интернат» функционирует стабильно в режиме развития,
реализует права детей на получение образования с учётом их психофизических
возможностей, предоставляет доступное качественное образование, воспитание и
развитие в безопасных условиях, адаптированных к возможностям каждого ребенка. При
этом, школа имеет достаточный потенциал для дальнейшего развития.
Перспективы и основные направления развития школы:
 Обновление

содержания

образования,

полноценная

реализация

требований

образовательных стандартов, технологий воспитания.
Развивать оценку качества образования при переходе с одной ступени на другую,
вводить инновационные механизмы оценки качества и мониторинга развития каждого
ребенка. Использовать современные информационные образовательные технологии.
Принимать активное участие в процедурах внешней оценки качества образования.
 Совершенствование системы работы школы, направленной на сохранение и
46

укрепление здоровья учащихся, привитие им навыков здорового образа жизни.
 Система поддержки талантливых детей.
Создание условий для развития одаренных детей и общей среды для проявления и
развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений
одаренных детей.
 Обеспечение доступа к получению общего образования детям-инвалидам, детям с
ограниченными возможностями здоровья, детям, оставшимся без попечения родителей.
 Развитие учительского потенциала.
Продолжение систематической работы по совершенствованию профессионального
уровня педагогов, повышению престижа профессии учителя.

47


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».