Приказ № 1023 (НОО)

Зарегистрировано в Минюсте России 21 марта 2023 г. N 72654

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 24 ноября 2022 г. N 1023
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ
АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В соответствии с частью 6.5 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2022, N 39, ст. 6541), пунктом 1 и подпунктом 4.2.6(2)
пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации,
утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г.
N 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5343; 2022, N
46, ст. 8024), приказываю:
Утвердить прилагаемую федеральную адаптированную образовательную программу
начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья.
Министр
С.С. КРАВЦОВ
УТВЕРЖДЕНА
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 24 ноября 2022 г. N 1023

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С

ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
I. Общие положения
1. Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФАОП
НОО) предназначена для сопровождения деятельности образовательной организации по
созданию адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - АООП
НОО) и отражает вариант конкретизации требований федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (далее - ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ) <1>,
предъявляемых в части образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья (далее - ОВЗ).
-------------------<1> Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г.
N 1598 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2015
г., регистрационный N 35847).
2. ФАОП НОО имеет варианты:
2.1. ФАОП НОО для глухих обучающихся включает четыре варианта:
а) ФАОП НОО для глухих обучающихся (вариант 1.1);
б) ФАОП НОО для глухих обучающихся (вариант 1.2);
в) ФАОП НОО для глухих обучающихся с
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1.3);

легкой

умственной отсталостью

г) ФАОП НОО для глухих обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными
нарушениями развития (вариант 1.4);
2.2. ФАОП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся включает три
варианта:
а) ФАОП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.1);
б) ФАОП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.2);
в) ФАОП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2.3);
2.3. ФАОП НОО для слепых обучающихся включает четыре варианта:
а) ФАОП НОО для слепых обучающихся (вариант 3.1);
б) ФАОП НОО для слепых обучающихся (вариант 3.2);
в) ФАОП НОО для слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 3.3);

г) ФАОП НОО для слепых обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными
нарушениями развития (вариант 3.4);
2.4. ФАОП НОО для слабовидящих обучающихся включает три варианта:
а) ФАОП НОО для слабовидящих обучающихся (вариант 4.1);
б) ФАОП НОО для слабовидящих обучающихся (вариант 4.2);
в) ФАОП НОО для слабовидящих обучающихся
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 4.3);

с

умственной

отсталостью

2.5. ФАОП НОО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР) включает
два варианта:
а) ФАОП НОО для обучающихся с ТНР (вариант 5.1);
б) ФАОП НОО для обучающихся с ТНР (вариант 5.2);
2.6. ФАОП НОО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее
- НОДА) включает четыре варианта:
а) ФАОП НОО для обучающихся с НОДА (вариант 6.1);
б) ФАОП НОО для обучающихся с НОДА (вариант 6.2);
в) ФАОП НОО для обучающихся с НОДА с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 6.3);
г) ФАОП НОО для обучающихся с НОДА с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными
нарушениями развития (вариант 6.4);
2.7. ФАОП НОО для обучающихся с задержкой психического развития (далее - ЗПР)
включает два варианта:
а) ФАОП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1);
б) ФАОП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2);
2.8. ФАОП НОО для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (далее РАС) включает четыре варианта:
а) ФАОП НОО для обучающихся с РАС (вариант 8.1);
б) ФАОП НОО для обучающихся с РАС (вариант 8.2);
в) ФАОП НОО для обучающихся с РАС с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 8.3);
г) ФАОП НОО для обучающихся с РАС с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными
нарушениями развития (вариант 8.4).
3. Содержание каждого варианта ФАОП НОО представлено учебно-методической
документацией (федеральный учебный план, федеральный календарный учебный график,
федеральные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных
компонентов, федеральная рабочая программа воспитания, федеральный календарный
план воспитательной работы), определяющей единые для Российской Федерации базовые
объем и содержание образования уровня начального общего образования, планируемые
результаты освоения образовательной программы <2>.

-------------------<2> Пункт 10.1 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2022, N 39, ст. 6541).
3.1. Каждый вариант ФАОП НОО разработан с учетом особенностей психофизического
развития, индивидуальных возможностей обучающихся конкретной нозологической
группы, которой он адресован, и обеспечивает освоение содержания образования,
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. ФАОП НОО обучающихся,
имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации,
абилитации инвалида (далее - ИПРА) в части создания специальных условий получения
образования и обеспечения психолого-педагогической помощи, в том числе психологопедагогической реабилитации и абилитации.
4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим
государственную аккредитацию образовательным программам начального общего
образования (далее - образовательная организация), разрабатывают АООП НОО в
соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФАОП НОО.
4.1. В соответствии с вариантами ФАОП НОО образовательная организация может
разрабатывать один или несколько вариантов:
АООП НОО для глухих обучающихся;
АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся;
АООП НОО для слепых обучающихся;
АООП НОО для слабовидящих обучающихся;
АООП НОО для обучающихся с ТНР;
АООП НОО для обучающихся с НОДА;
АООП НОО для обучающихся с ЗПР;
АООП НОО для обучающихся с РАС.
5. Каждый вариант ФАОП НОО включает три раздела: целевой, содержательный,
организационный <3>:
-------------------<3> Пункт 2.8 ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
5.1. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые
результаты реализации ФАОП НОО, а также способы определения достижения этих целей
и результатов.
5.2. Целевой раздел ФАОП НОО включает:
пояснительную записку;
планируемые результаты освоения обучающимися ФАОП НОО;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения ФАОП НОО.
5.3.

Содержательный

раздел

ФАОП

НОО

включает

следующие

программы,

ориентированные
результатов:

на

достижение

предметных,

метапредметных

и

личностных

федеральные рабочие программы учебных предметов;
программу формирования универсальных учебных действий
обучающихся (в вариантах 1.1 - 8.1 и 1.2 - 8.2 ФАОП НОО);

(далее

-

УУД)

у

программу коррекционной работы;
федеральную рабочую программу воспитания.
6. Федеральные рабочие программы учебных предметов обеспечивают достижение
планируемых результатов освоения ФАОП НОО и разработаны на основе требований
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к результатам освоения программы начального общего
образования.
7. Программа формирования УУД содержит:
описание взаимосвязи УУД с содержанием учебных предметов;
характеристики регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД обучающихся.
8. Федеральная рабочая программа воспитания направлена на сохранение и укрепление
традиционных российских духовно-нравственных ценностей, к которым относятся жизнь,
достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение
Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья,
созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и
преемственность поколений, единство народов России <2>.
-------------------<2> Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. N 809 "Об утверждении
Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей" (Официальный интернет-портал правовой
информации http:www.pravo.gov.ru, 2022, 9 ноября, N 0001202211090019).
9. Организационный раздел ФАОП НОО определяет общие рамки организации
образовательной деятельности, а также организационные механизмы и условия
реализации программы начального общего образования и включает:
федеральный учебный план;
федеральный календарный учебный график;
федеральный календарный план воспитательной работы, содержащий перечень событий и
мероприятий воспитательной направленности, которые организуются и проводятся
образовательной организацией или в которых образовательная организация принимает
участие в учебном году или периоде обучения.
10. В основу формирования АООП НОО положены следующие принципы:
а) принципы государственной политики Российской Федерации в области образования
(гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на
территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность
образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и
подготовки обучающихся и воспитанников);
б) принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей

обучающихся;
в) принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
г) принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его
на развитие личности обучающегося и расширение его "зоны ближайшего развития" с
учетом особых образовательных потребностей;
д) онтогенетический принцип;
е) принцип преемственности, предполагающий при проектировании ФАОП НОО
ориентировку на ФАОП основного общего образования обучающихся с ОВЗ, что
обеспечивает непрерывность образования обучающихся с ОВЗ;
ж) принцип целостности содержания образования;
з) принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность
овладения обучающимися всеми видами доступной им предметно-практической
деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности,
коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
и) принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных
в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит
готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в
реальном мире;
к) принцип сотрудничества с семьей;
л) принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности не
допускается использование технологий, которые могут нанести вред физическому и (или)
психическому здоровью обучающихся, приоритет использования здоровьесберегающих
педагогических технологий. Объем учебной нагрузки, организация учебных и внеурочных
мероприятий должны соответствовать требованиям, предусмотренным санитарными
правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания",
утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 2 (зарегистрировано Министерством
юстиции Российской Федерации 29 января 2021 г., регистрационный N 62296),
действующими до 1 марта 2027 г. (далее - Гигиенические нормативы), и санитарными
правилами СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденными
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28 сентября 2020 г. N 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской
Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный N 61573), действующими до 1 января
2027 г. (далее - Санитарно-эпидемиологические требования).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».