02.02.2019
Алгоритм решения конфликтной педагогической ситуации
Первый этап условно называется «Стоп!» и направлен на оценку учителем ситуации и осознание собственных эмоций. Этот этап необходим для того, чтобы не навредить поспешными действиями и не осложнить отношения. Только в тех случаях, когда ситуация представляет для жизни и здоровья ребенка угрозу, нужно действовать решительно. Но подобные ситуации встречаются не так уж часто, поэтому во всех остальных случаях рекомендуется, воспользовавшись паузой, спросить себя: «Что я сейчас чувствую?», «Что сейчас хочу сделать?».
Второй этап начинается с вопроса «почему?», который педагог задает самому себе. Суть данного этапа заключается в анализе мотивов и причин поступка ребенка. Чтобы правильно их определить, педагогу необходимо уметь понимать язык невербального общения (демонстративный, вызывающий взгляд; скучающий или сосредоточенный вид и т.п.).
Третий этап заключается в постановке педагогической цели и формулируется при помощи вопроса «что?»: «Что я хочу получить в результате своего педагогического воздействия?» (чувство страха у ребенка или осознанное чувство вины?).
Педагогическое воздействие должно быть направлено не против личности ребенка, а против его поступка. Ребенок должен четко осознавать: именно сейчас он поступил плохо (а не он плохой). Необходимо показать ребенку в каждом конкретном случае, что вы принимаете его таким, какой он есть, понимаете его, но в то же время не одобряете его действий.
Четвертый этап заключается в выборе оптимальных средств для достижения поставленной педагогической цели и отвечает на вопрос «как?»: «Каким образом достичь желаемого результата?» Продумывая способы и средства педагогического воздействия, учитель должен оставлять свободу выбора за ребенком. Мастерство педагога проявляется не в том, чтобы заставить ребенка поступить надлежащим образом, а в умении создать такие условия, чтобы тот мог сделать выбор. Исходя из этого, педагог предложит несколько вариантов ребенку, но самым привлекательным для него сделает именно оптимальный и тем самым поможет ему в правильном выборе.
Педагог-мастер использует широкий арсенал педагогических средств, избегая угроз, насмешек, записей в дневнике, жалоб родителям.
Пятый этап – практическое действие педагога. Успех будет зависеть от того, насколько точно он сможет сформулировать педагогическую цель, насколько правильно он сможет выбрать оптимальные способы достижения поставленной цели и насколько умело воплотит их в реальном педагогическом процессе.
Профессиональный педагог знает, что результаты педагогических воздействий, как правило, отдалены во времени, поэтому он действует как бы «на вырост», опираясь в ребенке на лучшее.
Шестой этап – заключительный в алгоритме решения педагогической ситуации. Он представляет собой анализ педагогического воздействия и позволяет оценить эффективность общения с детьми, сравнить поставленную цель с результатами и сформулировать новые перспективы.
Стресс и профессиональная деятельность педагога.
Выделяются две группы методов, позволяющих человеку сбрасывать внутреннее напряжение и успокаиваться. Условно их называют естественными и искусственными методами. К естественным методам относятся все “секреты”, помогающие человеку самому восстановить внутренний эмоциональный баланс дома или на работе и прийти к равновесию в стрессовой ситуации.
• Физическая нагрузка (спорт, прогулка, уборка и др.). Большинство
отмечают, что важно немного физически устать и тогда психологическая
усталость проходит, раздражение заметно снижается, а то и совсем
исчезает.
• Вода (плавание в бассейне, водные процедуры: ванна, душ, баня, сауна).
• Увлечения (общение с детьми, прогулка с животными, машина, чтение и
др.).
• Общение со спокойными, оптимистичными людьми.
К искусственным методам самопомощи относятся целенаправленно созданные психотехнические упражнения для управления самим собой в стрессовой ситуации.
Я хотела бы предложить несколько способов снятия эмоционального напряжения:
1. Дыхательные упражнения.
2. Счёт до 10 и обратно.
3. Активизация чувства юмора.
4. Медленно посмотреть по сторонам и описать, что вы видите. Это поможет отвлечься от стрессовой ситуации.
5. Выговоритесь.
6. Способ «пустой стул». Представьте, что на нём сидит человек, который вас обидел. Ему сейчас можно сказать всё, что хочется.
Также используйте следующие приёмы:
· Экономно расходуйте эмоциональную энергетику.
· Живите под девизом «В целом всё хорошо, а то, что делается, делается к лучшему».
· Подмечайте свои достижения, успехи и хвалите себя за них.
· Не «пережёвывайте » в уме допущенные ошибки. Осознайте их причину, сделайте выводы.
· Возьмите за правило: дольше и чаще общайтесь с приятными людьми.
· Признавайте себя «любимым», право на свободное проявление и индивидуальность.
Упражнение на снятии напряжения.
При ощущении напряженности, усталости:
1) сядьте удобно, по возможности, закрыв глаза;
2) дышите медленно и глубоко;
3) вспомните одну из ваших ресурсных ситуаций;
4) проживите ее заново, вспоминая все сопровождавшие ее зрительные, слуховые и телесные ощущения;
5) побудьте внутри этой ситуации несколько минут;
6) откройте глаза и вернитесь к работе.
Правила психогигиены общения
1. Постоянно стремясь завоевать любовь ближнего, все же не заводите дружбы с «бешеной собакой».
2. Признайте, что совершенство невозможно, но в каждом виде деятельности есть своя вершина, стремитесь к ней и довольствуйтесь этим.
3. Цените радость подлинной простоты жизненного уклада.
4. С какой бы жизненной ситуацией вы ни столкнулись, подумайте сначала, стоит ли сражаться. Многие распространенные болезни психогенного происхождения могут быть результатом того, что человек взвалил на себя непосильную ношу.
5. Постоянно сосредоточивайте внимание на светлых сторонах жизни и на действиях, которые могут улучшить ваше положение. Старайтесь забывать о безнадежно-отвратительном и тягостном.
6. Даже после сокрушительного поражения бороться с угнетающей мыслью о неудаче лучше всего с помощью воспоминаний о былых успехах. В любой самой скромной карьере есть что-то, о чем можно с гордостью вспомнить.
7. Если вам предстоит неприятное дело, но оно необходимо для достижения цели, не откладывайте его. Вскройте нарыв, чтобы устранить боль, вместо осторожного поглаживания, которое лишь продлит болезненный период.
8. Не забывайте, что нет готового рецепта для всех. Мы все разные, и наши проблемы тоже.
В заключение хотелось бы, отметить следующее. Профилактика нервно-психической напряженности первостепенная роль должна отводиться развитию и укреплению жизнерадостности, вере в людей, неизменной уверенности в успехе дела, за которое взялся. Самое главное мы в ответе за всё, что происходит с нами, за наши мысли, за наши взаимоотношения с людьми. Мы можем влиять на это. Не надо быть жертвой, это легче, чем искать новые способности жить счастливо. Надо только захотеть жить, как вы хотите и любить себя. Ещё одно очень ВРЕДНОЕ свойство есть у педагогов: «Чего люди скажут?» А вам не все равно? Это ваша усталость, ваш стресс. Помоги себе сам. Мы – это самое ценное, что есть у нас в этой жизни.
Жизненный успех не дается без труда, иногда без тяжелых потерь. Надо быть готовым с наименьшими страданиями пройти через обиды, измены, потери. Для этого следует приучить себя не пропускать в сферу эмоций чрезмерные раздражители, несущие боль и отрицание многих человеческих ценностей.
Большая мудрость содержится в изречении: «Господи, дай мне силы изменить то, что я могу изменить, терпение — принять то, что я не могу изменить, и ум — отличать одно от другого».
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 02.02.2019
Дата обновления: 02.02.2019
Дата публикации: 02.02.2019