Памятка для родителей детей с ОВЗ

10.01.2019

ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 

Сознательное участие семьи в процессе социальной, педагогической и медицинской реабилитации – важнейшее условие социализации ребёнка с особыми нуждами.

Процесс комплексной реабилитации строится как система медицинских, психологических, педагогических и социально – экономических мероприятий, спланированных с учетом индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка – инвалида и направленных на устранение или возможно более полную компенсацию имеющихся ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности (ВОЗ, 1994 год). Понятно, что применительно к детям вышеупомянутые показатели социализации рассматриваются как возможность самообслуживания ребёнка, его интеграцию в игровую и познавательную деятельность здоровых сверстников.

Очевидной первоочередной формой реабилитации данной категории детей является восстановительное лечение.

Каковы же приоритеты в работе с «особым» ребёнком? Это ранняя диагностика  первичного нарушения в развитии, целенаправленная психолого-медико-педагогическая помощь на ранних этапах развития ребёнка, организация образовательной среды в соответствии с возможностями ребёнка. Родителям необходимо знать о том, помощь каких специалистов понадобится  семье, воспитывающая «особенного» ребёнка?

Любые усилия по воспитанию, образованию и лечению малыша будут иметь успех при условии, что родители хорошо понимают и учитывают потребности ребёнка, его эмоциональное состояние, настроения. В этом контексте может оказаться полезной консультация медицинского психолога. Данный специалист поможет позаботиться об эмоциональном благополучии ребёнка, воспитать в нем чувство собственного достоинства и уверенность в себе. Особую актуальность в работе приобретают вопросы психологического консультирования семьи с больным ребёнком (проведение психологического обследования членов семьи, разработка основных направлений психокоррекционной работы с родителями ребёнка, проведение психотерапевтических занятий). Рождение ребёнка с отклонениями воспринимаются его родителями как величайшая трагедия. Узнав о рождении малыша с каким – либо заболеванием, родители испытывают  подчас противоположные чувства – от недоверия и нежелания соглашаться с мнением врачей до полного отчаяния. Их беспокоят различные мысли: «Мне кажется, наш ребёнок никогда не будет таким же, как другие», «Я думаю, что, если буду выполнять все рекомендации врачей, с моим ребёнком все будет хорошо», «Ребёнок перерастет этот период», «Почему это случилось с нами?» Сомнения могут быть самыми разными, однако все родители похожи в одном: они хотят быть уверенными в том, что информация, которой они обладают, - точная и при желании они всегда могут рассчитывать на поддержку и помощь квалифицированных специалистов.

Появление ребёнка с особенностями в развитии, который отличается от своих сверстников, может явиться причиной сильного стресса, испытываемого родителями, в первую очередь матерью. Стресс оказывает отрицательное воздействие на психику родителей, на формирующееся взаимоотношения между отцом, матерью и ребёнком, так как рушатся надежды, связываемые с рождением ребёнка. Более чем в 30% случаях родители не выдерживают испытания и браки распадаются, что отрицательно сказывается на процессе воспитания ребёнка одним из родителей. В литературе по специальной психологии и педагогике в настоящее время известны работы, освещающие вопросы по оказанию помощи семьям, воспитывающих детей-инвалидов (В.А. Вишневский, Н.Н. Школьникова, М.М. Семаго).

Также понадобиться помощь логопеда. Данный специалист поможет предупредить и преодолеть возможные нарушения речи посредством коррекционного обучения и воспитания. Речь ребёнка – наиболее ранимая функциональная система, легко подверженная  неблагоприятным воздействиям. В свою очередь, отклонения в развитии речи отражаются  на формировании познавательных процессов, отрицательно влияют на эмоциональную сферу ребёнка.

Вполне возможно, что вопросы, связанные с развитием речи ребёнка, лежат в сфере деятельности другого специалиста – дефектолога.Хочу такой сайт

Дефектолог поможет овладеть необходимыми приёмами, языком общения с ребёнком, которые позволят родителям, опираясь на сохранные функции его организма, добиться успешного физического, психического, умственного развития.

Специалист управления социальной защиты, социальный работник, поможет подобрать информацию о возможных пособиях, льготах, дотациях; представить интересы семьи  в различных государственных и общественных фондах, учреждениях, организациях; познакомить с семьями, которые успешно решают те же задачи, что волнует и вас; собрать документы при решении различных формальных вопросов, актуальных для семьи и ребёнка; наконец, делать необходимые закупки  продуктов и лекарств. Социальный работник с профессиональной подготовкой – это ещё и хороший собеседник.

Кроме знаний о профессионалах, к услугам которых семье, возможно, придется обратиться, нужно иметь информацию о примерном круге организаций, где родители могли бы получить требуемую информацию.

Таким образом, особую значимость приобретает проблема социальной адаптации не только ребёнка, страдающей той или иной тяжелой патологией, но и семьи, в которой он воспитывается. Актуальным является разработка комплексных реабилитационных  мер, предназначенных для реализации конкретной помощи семьям, воспитывающим ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, имеющих инвалидизирующее заболевание.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 10.01.2019

Дата обновления: 10.01.2019

Дата публикации: 10.01.2019

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».