10.01.2019
ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ,
ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Сознательное
участие семьи в процессе социальной, педагогической и медицинской реабилитации
– важнейшее условие социализации ребёнка с особыми нуждами.
Процесс
комплексной реабилитации строится как система медицинских, психологических,
педагогических и социально – экономических мероприятий, спланированных с учетом
индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка – инвалида и направленных на
устранение или возможно более полную компенсацию имеющихся ограничений
жизнедеятельности и социальной недостаточности (ВОЗ, 1994 год). Понятно, что
применительно к детям вышеупомянутые показатели социализации рассматриваются
как возможность самообслуживания ребёнка, его интеграцию в игровую и
познавательную деятельность здоровых сверстников.
Очевидной
первоочередной формой реабилитации данной категории детей является
восстановительное лечение.
Каковы
же приоритеты в работе с «особым» ребёнком? Это ранняя диагностика первичного нарушения в развитии,
целенаправленная психолого-медико-педагогическая помощь на ранних этапах
развития ребёнка, организация образовательной среды в соответствии с
возможностями ребёнка. Родителям необходимо знать о том, помощь каких
специалистов понадобится семье,
воспитывающая «особенного» ребёнка?
Любые
усилия по воспитанию, образованию и лечению малыша будут иметь успех при
условии, что родители хорошо понимают и учитывают потребности ребёнка, его
эмоциональное состояние, настроения. В этом контексте может оказаться полезной
консультация медицинского психолога. Данный специалист поможет позаботиться об
эмоциональном благополучии ребёнка, воспитать в нем чувство собственного достоинства
и уверенность в себе. Особую актуальность в работе приобретают вопросы
психологического консультирования семьи с больным ребёнком (проведение
психологического обследования членов семьи, разработка основных направлений
психокоррекционной работы с родителями ребёнка, проведение психотерапевтических
занятий). Рождение ребёнка с отклонениями воспринимаются его родителями как
величайшая трагедия. Узнав о рождении малыша с каким – либо заболеванием,
родители испытывают подчас
противоположные чувства – от недоверия и нежелания соглашаться с мнением врачей
до полного отчаяния. Их беспокоят различные мысли: «Мне кажется, наш ребёнок
никогда не будет таким же, как другие», «Я думаю, что, если буду выполнять все
рекомендации врачей, с моим ребёнком все будет хорошо», «Ребёнок перерастет
этот период», «Почему это случилось с нами?» Сомнения могут быть самыми
разными, однако все родители похожи в одном: они хотят быть уверенными в том,
что информация, которой они обладают, - точная и при желании они всегда могут рассчитывать
на поддержку и помощь квалифицированных специалистов.
Появление
ребёнка с особенностями в развитии, который отличается от своих сверстников,
может явиться причиной сильного стресса, испытываемого родителями, в первую
очередь матерью. Стресс оказывает отрицательное воздействие на психику
родителей, на формирующееся взаимоотношения между отцом, матерью и ребёнком,
так как рушатся надежды, связываемые с рождением ребёнка. Более чем в 30%
случаях родители не выдерживают испытания и браки распадаются, что отрицательно
сказывается на процессе воспитания ребёнка одним из родителей. В литературе по
специальной психологии и педагогике в настоящее время известны работы,
освещающие вопросы по оказанию помощи семьям, воспитывающих детей-инвалидов
(В.А. Вишневский, Н.Н. Школьникова, М.М. Семаго).
Также
понадобиться помощь логопеда. Данный специалист поможет предупредить и
преодолеть возможные нарушения речи посредством коррекционного обучения и
воспитания. Речь ребёнка – наиболее ранимая функциональная система, легко
подверженная неблагоприятным
воздействиям. В свою очередь, отклонения в развитии речи отражаются на формировании познавательных процессов,
отрицательно влияют на эмоциональную сферу ребёнка.
Вполне
возможно, что вопросы, связанные с развитием речи ребёнка, лежат в сфере
деятельности другого специалиста – дефектолога.
Дефектолог
поможет овладеть необходимыми приёмами, языком общения с ребёнком, которые
позволят родителям, опираясь на сохранные функции его организма, добиться
успешного физического, психического, умственного развития.
Специалист
управления социальной защиты, социальный работник, поможет подобрать информацию
о возможных пособиях, льготах, дотациях; представить интересы семьи в различных государственных и общественных
фондах, учреждениях, организациях; познакомить с семьями, которые успешно
решают те же задачи, что волнует и вас; собрать документы при решении различных
формальных вопросов, актуальных для семьи и ребёнка; наконец, делать
необходимые закупки продуктов и
лекарств. Социальный работник с профессиональной подготовкой – это ещё и
хороший собеседник.
Кроме
знаний о профессионалах, к услугам которых семье, возможно, придется
обратиться, нужно иметь информацию о примерном круге организаций, где родители
могли бы получить требуемую информацию.
Таким
образом, особую значимость приобретает проблема социальной адаптации не только
ребёнка, страдающей той или иной тяжелой патологией, но и семьи, в которой он
воспитывается. Актуальным является разработка комплексных реабилитационных мер, предназначенных для реализации
конкретной помощи семьям, воспитывающим ребёнка с ограниченными возможностями
здоровья, имеющих инвалидизирующее заболевание.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 10.01.2019
Дата обновления: 10.01.2019
Дата публикации: 10.01.2019